Волки и шакалы наступают?
Кто охотится на скот в райцентре
В редакцию газеты обратился житель Крыловской, проживающий в микрорайоне Заречья, и рассказал, что еще в октябре ночью в их подворье в базу волки зарезали барашка. Члены его семьи и сейчас замечают тревожные сигналы: однажды ночью кто-то свалил сложенные доски, в другой раз была открыта калитка.
Они уже приобрели фотоловушку: с ее помощью хотят убедиться, что ко двору приходят волки или шакалы. Рассказал про знакомого, который держит большое хозяйство. Однажды ночью его собаки подняли страшный вой. Он вышел во двор и увидел нескольких хищников (волков или шакалов), побежал в дом за ружьем, а когда вернулся, никого уже не было. Люди, которые живут на окраинах райцентра, рассказывают, что по ночам слышат вой.
Как охотники могут помочь в борьбе с хищниками, которые режут скот? На эти и другие вопросы мы попросили ответить председателя Крыловского районного общества охотников и рыболовов Светлану Ильяш.
– По закону у нас запрещена охота на территории населенного пункта и в зоне 200 метров от всех домов на окраинах. И закон этот написан кровью. Буквально в прошлом году произошел случай на Севере. Мужчина выслеживал лису, которая бегала в курятник и таскала птицу, и случайно застрелил жену, которая вышла на улицу и попала на линию огня.
Когда-то давно у нас отстреливали бродячих собак. Заранее при этом оповещали население. Сейчас это запрещено.
Если человек видит, что к нему во двор зашел хищник и напал на его скот, он первым делом должен позвонить в полицию или своему участковому, который, как представитель власти, может обратиться к охотникам.
И только тогда полицейский вместе с охотником приезжают к заявителю. В присутствии хозяина подворья и участковых охотник может застрелить волка или шакала, который, допустим, во дворе или где-то рядом доедает зарезанную им овцу. Мы выезжаем на все вызовы, но только с полицейскими. Был случай в этом году. В станице Новопашковской у женщины, по ее словам, «хищник» во дворе зарезал козу и уволок в камыши. Приехали охотники с участковым и в том месте, на которое показала заявительница, увидели огромную собаку породы хаски, которая сидела в камышах и доедала козу. На этом полномочия охотников закончились. Они не отстреливают собак. Дальнейшие меры должен был предпринять участковый.
Бродячие собаки у нас тоже нападают на домашних животных. Волки и шакалы на Кубани всегда сыты, потому что у нас много зайцев и фазанов, которыми они питаются. Эти хищники могут нападать на скот на отдаленных фермах, на хуторах. А чтобы они целенаправленно заходили в станицу, такое бывает редко.
Хотя случается, не спорю. Но у нас общественная организация, которая призвана для устройства спортивной охоты. Мы не государственная структура. Охотники сами платят за путевки, покупают ружья, снаряжение и тренируют собак определенных пород. Они охотятся в указанные сроки и строго подчиняются законам. Кстати, капканы ставить запрещено, травить тоже.
Мы проводим облавы на хищников, но только когда выпадает снег высотой хотя бы сантиметров пять-десять. Охотники должны видеть следы зверя. Волки и шакалы у нас обитают в основном в лесхозе и в Крутой Балке (там их логова). Около пятидесяти человек надо, чтобы обложить лес и провести облаву. Новопашковский лес у нас расположен на 873 гектарах, а все охотугодья – это 88,6 тысячи га. И надо сначала послать охотников, которые знают повадки зверя, чтобы они выследили его, а потом устраивать облаву.
Важно
И повторю первое условие: нужен снег высотой хотя бы сантиметров пять-десять. На новогодних каникулах по прогнозам погоды обещают снег, будем собирать людей.
Опять же, волка кормят ноги, для него преодолевать большие расстояния – в порядке вещей. Они могут жить в соседнем районе, а охотиться приходить к нам.
– На этих хишников охота разрешена только в определенный сезон или все время?
– В последние три года распоряжением губернатора края на плотоядных животных охота разрешена с 1 ноября до 31 марта. До этого егерям и охотоведам выдавались круглогодичные путевки на регулирование их численности. Кроме того, последние пять лет охотникам платили за шкуры убитых зверей. В этом году выплаты отменили.
Самый эффективный отстрел этих плотоядных животных у нас производят бригады охотников (лучше, чем облава), которые есть в нескольких районах и у нас в том числе. Они охотятся только на волков и шакалов, имеют специальное оружие. Бригада – это пять-шесть охотников, которые содержат специальных собак, натасканных только на зверя. Такие охотники знают, где он прошел, сколько времени следу, куда пойдет, – в общем, все повадки. Многие из них умеют вабить, то есть выть как волк.
Бригады в нашем районе есть в Крыловском, Октябрьском, Новопашковском, Новосергиевском поселениях. Они много лет уже так охотятся. А это трудоемкое занятие. Волк – очень умный зверь. Его трудно выследить. Ты можешь идти по его следу, а он оббежит огромный круг и будет идти за тобой, а ты этого даже не узнаешь. Были случаи во время облавы, когда проходила первая бригада и ничего не находила, следом шла вторая и поднимала волка, который просто тихо лежал в зарослях. Охотник может идти по следу, стать рядом с волком, а тот даже не пошевелится. Это зверь, которого надо уважать. Шакал – глупый, суетливый, на него охотиться легче.
– Люди говорят, что в этом году у нас объявили заповедной зону от Крыловской до Новосергиевской, и там охота запрещена. Это правда?
– Нет. Запрет на охоту у нас существует в лесхозе и на территории вокруг него, а также от Крыловской до Казачьего и Еи. Раньше в запретную зону входила Лобова Балка, в этом году ограничение сняли.
– Сколько за сезон отстреливаете этих хищников?
– Сейчас я достоверные сведения привести не могу, потому что только середина сезона, и окончательные итоги буду подводить, когда все охотники (а у нас их 400 человек) сдадут путевки. Но по предварительным данным, за этот сезон уже убито восемь волков и более 40 шакалов. В прошлом году было отстрелено четыре волка и более 100 шакалов. К сожалению, они очень хорошо плодятся.
– У нас не было случаев, чтобы волки и шакалы нападали на людей?
– Нет, такого не было. Еще один важный момент: мы сотрудничаем с ветеринарной службой, которая два раза в год совершенно бесплатно предоставляет обществу лекарство от бешенства, предназначенное для плотоядных животных. Охотоведы, егеря и сами охотники его распространяют по всем местам, где охотятся. Мы как-то отдавали в Тихорецкую лабораторию убитое животное, и экспертиза показала, что в его костях присутствует этот препарат. Поэтому случаев бешенства у нас нет и быть не должно.
Ольга Подобная.