Что делать, если ребенок не хочет учиться
Когда аргументы родителей исчерпаны, остается парадоксальный прием: признать за ребенком право не учиться. Психолог Катерина Мурашова объясняет, почему этот перевертыш может сработать и что происходит с подростками после такого разговора.
По почте пришло письмо от Вероники из Улан-Удэ.
«Здравствуйте, Екатерина Вадимовна!
…
Я уже много лет читаю ваши публикации на «Снобе» и слушаю ваши лекции в интернете. Спасибо вам за вашу работу.
…
… но, к сожалению, я не могу найти у вас ничего подходящего для нашего случая. Моему сыну Виталию 13 лет, он здоров умственно и физически и мог бы учиться на четыре и пять (это все учителя говорят, и я сама знаю), но уже два года совершенно не учится, хотя и ходит в школу пообщаться с друзьями. У него нет никакой мотивации, я никак не могу его заставить (даже телефон уже отбирала, но и это не помогает — я больше сама нервничаю, потому что не знаю, где он и что, а кнопочный он брать с собой отказывается и демонстративно оставляет в комнате на столе). Мне кажется, сын хочет только гулять, играть и смотреть ролики в интернете и больше ничего. А развиваться не хочет от слова совсем.
С ним тысячу раз разговаривали и я, и отец, и учителя, и все наши родственники (у нас их много, я из многодетной семьи, а вы где-то писали, что, если ребёнок родителей не слушает, надо поискать авторитеты). Все по очереди взывали к его долгу, совести, истории семьи и прочему такому. Пугали дворниками, нищетой и «подзаборами» (я знаю, что вы против такого, но пожилые родственники говорили, что могли, из своего опыта и соображений). Однако ничего из этого по факту не помогает. Совсем ничего.
Может быть, вы могли бы нам из своего богатого опыта что-нибудь ещё подсказать, потому что мы, если честно, уже впадаем в отчаяние. Хотя наш Виталик в общем-то хороший мальчик. Но что с ним будет дальше? Ведь сейчас он как будто даже тупеет, если смотреть по сравнению с четвёртым классом (начальную школу Виталик закончил без троек, а сейчас у него в четверти две двойки).
Как нам до него достучаться? Существуют ли ещё какие-нибудь методы или аргументы? И ещё одна моя подруга и две коллеги по работе присоединяются к просьбе, у них похожие проблемы: дети учиться не хотят, а аргументы давно исчерпались.
Заранее спасибо».
***
В ответ на письмо Вероники хочу рассказать одну историю (или аргумент), который практически всегда производит впечатление на детей и подростков и иногда довольно эффектно срабатывает в плане позитивных изменений в отношении ребёнка или подростка к учёбе. Строгую статистику привести не могу, но про пару десятков удачных случаев знаю вполне достоверно. К тому же на безрыбье, как известно, и рак — рыба. Если собственные аргументы уже исчерпались, почему не попробовать этот?
Обязательное условие: ребёнок или подросток умственно полноценный. По моим наблюдениям: чем выше интеллект, тем выше шансы, что что-нибудь получится.
Тут ещё, мне кажется, срабатывает и то, что родители тоже, одновременно с ребёнком, моим аргументам удивляются и даже, бывает, слегка (или как следует) им сопротивляются. И именно это у ребёнка, а особенно у подростка, парадоксальным образом вызывает доверие и желание внимательно прислушаться.
Итак, начинается всё со стандартного рассказа родителя: «Не учится, может, но не хочет, двойки, уроки не делает, прогулы либо есть, либо нет, но мотивации точно никакой, телефон из рук не выпускает, отговаривается или хамит, учителя жалуются, никого не слушает и далее по списку».
Ребёнок подтверждает: «Да, так всё и есть. Но это моя жизнь, чего они вообще ко мне пристали?»
Я спрашиваю:
— Сколько раз тебе говорили, что учёба — это твоя обязанность?
— Тысячу раз, — отвечает ребёнок.
— Врали, — невозмутимо заявляю я. — Всю тысячу раз.
Тут ребёнок навостряет ушки. Родитель же удивлённо-возмущённо приподнимает брови.
— Учёба — это не твоя обязанность. Учёба — это твоё право, — отчеканиваю я. — И за него несколько веков сражались лучшие люди нашей цивилизации. И они победили! Ради того, чтобы это право было у тебя!
И ребёнок, и родитель смотрят вопросительно.
Я, изображая снисходительность, поясняю:
— Как минимум двести лет лучшие люди передовых взглядов в разных странах разными способами сражались против детского труда и за право на образование для всех детей, а не только для детей высших классов. То есть за то, чтобы вот конкретный ты в девять лет не спустился в шахту, не вышел в поле и не отправился чистить ботинки и всячески прислуживать богачу. И они отвоевали для тебя это право: в твои 12 или 13 лет у тебя есть право каждый день сидеть в тёплом и светлом месте за чистой партой. А с той стороны класса — образованные, специально обученные люди, которым государство платит зарплату, что-то тебе рассказывают и пытаются чему-то тебя научить. И у тебя есть право чему-то от них научиться. Но обязанности — нет. Ты сам выбираешь, можешь это понять? Можешь взять всё, что они дают, и потом это использовать. Можешь взять часть. А можешь не научиться абсолютно ничему и уйти из школы таким же необразованным, как и вошёл в неё. И это тоже твоё право.
Дальше я обычно объясняю на своём примере:
— Смотри, я по возрасту — пенсионерка. И у меня как у пенсионерки есть право получить специальную карточку и по ней бесплатно ездить в метро и в автобусах. Но обязанности у меня такой нет. То есть, если я захочу, я могу сесть в автобус и купить билет. И в метро заплатить за проезд. Это мой собственный выбор. Ты бы как на моём месте поступил?
— Я бы бесплатно ездил, — обычно говорит ребёнок.
— Ок, — соглашаюсь я. — Вполне разумный выбор. Ну вот и у тебя так же. Ты можешь взять из своего, когда-то отвоёванного для тебя права учиться максимум, а можешь не взять ничего и выйти из школы с абсолютно пустой головой. И обязанности взять эти самые знания — у тебя нет. Так же как у меня нет обязанности ездить в автобусе бесплатно. Современному обществу не очень-то нужны образованные люди. Ему нужны потребители, а чем человек глупее и необразованнее, тем легче ему продать всякую ерунду. Так что ты вполне можешь выбрать: заплатить в автобусе своей жизни своей же глупостью и необразованностью. И, заметь, отчасти нынешний мир этому даже порадуется.
В этом месте обычно ребёнок задумывается, а родитель, наоборот, собирается и бросается в бой:
— Как это — нет обязанности?! Мне, между прочим, каждый день его учителя пишут, звонят, требуют, чтобы я…
— Так это же ваши обязанности, а не его, — усмехаюсь я. — Детям дано право на образование. А родителям вменена обязанность — хотя бы попробовать обеспечить им условия для получения этого самого образования: покупать учебники и форму, проводить разъяснительную работу…
— Школа вообще всё на нас спихнула!
— …Не отправлять его в шахту…
— Да я бы его хоть сейчас… в шахту! Чем в телефон пялиться…! — срывается родитель.
— Если у вас не получится — ничего страшного! — утешаю я. — Он же уже умеет писать, читать и считать. На протяжении веков этого считалось больше чем достаточно, да и сейчас есть масса работ, для которых он уже вполне годится. Курьеры, санитары, нянечки, сиделки, уборщики, официанты, продавцы, да мало ли всего… Всё у вас в порядке!
Теперь уже оба смотрят на меня с возмущением. Кажется, этот не учащийся тринадцатилетний балбес видел себя в будущем где-то в другом месте… не говоря уж о его родителе…
— Право, запомни. Право… — я улыбаюсь вроде бы дружелюбно, но за моей улыбкой совсем недалеко прячется страшноватый хищный оскал. — Право взять что-то в школе, у этих вот учителей. Взять прямо сегодня, завтра, послезавтра, на следующий год. Тебе не должно быть там приятно, интересно, легко. Тебя не должны развлекать. Никто не должен входить ни в какие твои положения. У тебя есть лишь право учиться, научиться, выучиться в конечном итоге. И право отказаться и остаться неучем — оно у тебя тоже есть. Ты не возьмёшь — ничего страшного, возьмут другие. Наш мир всегда был и остаётся иерархичен. Кто-то наверху, кто-то внизу, кто-то посередине. Любое знание, образование, сам навык учиться всегда были и сейчас остаются ступеньками. Пойдёшь? Нет? Выбирай, зайчик.
***
Иногда этот перевёртыш с ответственностью, правами и обязанностями срабатывает. Ну и в конце концов, что вы теряете, если попробуете? Вроде бы ничего. Повторюсь, по моим наблюдениям: чем умнее ребёнок, тем выше шансы.