Тени на асфальте: ФАС обнаружила картельный сговор при строительстве дорог
Федеральная антимонопольная служба России обнаружила картельный сговор при строительстве дорог в Ульяновской области. Признаки нарушений выявлены на торгах по ремонту, капремонту и содержанию автомобильных дорог в регионе. Часть аукционов проходила в рамках нацпроекта «Безопасные качественные автомобильные дороги». Если вина будет доказана, компаниям могут грозить оборотные штрафы и дисквалификация, а против руководства предприятий могут быть возбуждены уголовные дела. «Известия» узнали, как ФАС борется с нарушениями в сфере госзакупок.
Предварительный сговор
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело о нарушении антимонопольного законодательства против АО «Гипростроймост» и ООО «Кузоватовское ДРСУ». Установлены признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 федерального закона «О защите конкуренции». Об этом сообщает пресс-служба регулятора.
По версии ФАС, компании вступили в картель, чтобы поддержать цены при участии в торгах. Основные доказательства надзорный орган получил во время внеплановых выездных проверок в офисы организаций.
Общая сумма начальных (максимальных) цен заключенных контрактов предварительно оценивается в 1 273 686 359 рублей.
В случае установления вины, организациям грозят оборотные штрафы в соответствии со ст. 14.32 КоАП РФ «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности».
Золотая жила
Компания «Гипростроймост» занимается строительством автомобильных дорог и мостов, участвуя в государственных закупках в качестве поставщика. Так, департамент автомобильных дорог Ульяновской области за все время заключил с компанией 50 контрактов на общую сумму в более чем 7,4 млрд рублей.
В общей сложности с ведомствами региона в 2024 году АО «Гипростроймост» заключило семь контрактов. Среди заказчиков — управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, уже упомянутый ранее департамент автомобильных дорог Ульяновской области, администрация города Ульяновска и администрация муниципального образования «Майнский район». Совокупная сумма контрактов составляет 1 259 760 976 рублей.
Во всех случаях поставщик в соответствии с контрактом обязан привлечь к исполнению субподрядчиков и соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Компания «Кузоватовское ДРСУ» продемонстрировала более скромные результаты. В текущем году она заключила два контракта с управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска. Сумма тендеров, исходя из информации на портале Госзакупок, составляет 120 947 277 рублей.
«Известия» направили запросы в «Гипростроймост» и «Кузоватовское ДРСУ». На момент выхода публикации ответы не поступили.
Кроме того, редакция отослала запрос в пресс-службу ФАС России. К моменту выхода материала ответ также не поступил.
Легкие деньги
Закон о защите конкуренции устанавливает, что картель — это соглашение между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между компаниями, осуществляющими продажу товаров или услуг на одном рынке, если такие соглашения приводят к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, объясняет юрист, руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области Александр Хаминский.
— В данном случае ФАС выявила именно такое соглашение, направленное, по всей видимости, на повышение или подержание цен на торгах на ремонт и содержание дорог, — отмечает эксперт.
При этом формально компании «Гипростроймост» и «Кузоватовское ДРСУ» являлись конкурентами и должны были бороться за контракты путем предложения наименьшей цены. Однако, вступив в картельный сговор, они предлагали стоимость, выгодную именно им, а не бюджету, заведомо зная, что конкурент не будет снижать ее в ходе торгов, подчеркивает Хаминский.
ФАС инкриминирует компаниям вертикальные взаимоотношения хозяйствующих субъектов, указывает генеральный директор ООО «Госпартнер» Александр Перфильев.
— Была сделана выездная проверка, показавшая, что между этими хозяйствующими субъектами есть взаимоотношения. То есть пересылка документов, переписки, почты, номера телефонов, одни и те же лица. Доказать взаимодействие хозяйствующих субъектов несложно, — считает эксперт.
Подобная схема, по словам практикующего адвоката Московской палаты адвокатов, члена Ассоциации юристов России Шона Бетрозова, — не новинка в мире государственных тендеров.
— Компании вступают в сговор, чтобы диктовать цены и распределять контракты между собой. В результате государственные средства расходуются неэффективно, а качество выполнения работ часто оставляет желать лучшего, — убежден он.
Преступление и наказание
Если ФАС удастся доказать наличие картеля, «Гипростроймост» и «Кузоватовское ДРСУ» будут привлечены к административной ответственности с наложением оборотного штрафа в размере от 1/10 до 1/2 начальной стоимости предмета торгов, указывает Александр Хаминский.
Всего же штрафы за участие в картелях могут достигать до 15% от оборота компании, дополняет Шон Бетрозов. Это серьезная сумма, которая способна значительно повлиять на дальнейшую деятельность предприятия.
— Кроме того, участникам картеля может быть запрещено участвовать в государственных закупках на определенный срок, что также крайне негативно скажется на их бизнесе, — допускает эксперт.
Существует и вероятность, что в рамках проверки могут возбудить уголовное дело по ст. 178 УК РФ («Ограничение конкуренции»). Это может обернуться серьезными последствиями для руководства компаний — вплоть до лишения свободы на срок до шести лет, не исключает собеседник «Известий».
— Помимо этого, виновные могут быть привлечены к ответственности за причинение убытков государству и контрагентам, что влечет за собой дополнительные компенсации и возможные гражданско-правовые иски, — перечисляет адвокат.
Не единичный случай
Это не первый случай картельного сговора в рамках национального проекта «Безопасные качественные автомобильные дороги» в этом году, напоминает Александр Хаминский.
— Ранее ФАС уже возбуждала дела о картельном сговоре на торгах в Рязанской, Воронежской и Тамбовской областях, — отмечает он.
Да и в целом картельные сговоры — это частое явление при реализации национальных проектов, особенно тех, что связаны с крупными финансовыми вложениями, такими как ремонт дорог или строительство, подчеркивает Шон Бетрозов.
Однако картели — далеко не единственный способ нелегальной деятельности при участии в государственных закупках. Среди других распространенных схем адвокат выделяет фиктивное банкротство, подставные компании и сговор с заказчиками.
В последнем случае заказчики формируют техническое задание так, чтобы под него подпадали конкретные компании, обращает внимание Александр Перфильев.
— То есть где-то на уровне государственных заказчиков принимаются решения о том, какие виды товаров, работ или услуг им нужны. Как правило компаний, способных оказать такие услуги, оказывается немного. Соответственно, с этими организациями начинают выстраиваться взаимоотношения, и дальше определяется примерное техническое задание, — объясняет он.
И это, по мнению эксперта, не всегда так плохо, как может показаться на первый взгляд. Бывают ситуации, когда мощности для выполнения необходимых работ есть только у определенных компаний.
— И даже картельный сговор не исключает того, что работа будет выполнена качественно, и что кроме конкретной компании ее никто выполнить не смог бы. Это можно квалифицировать, скорее, как неумышленный сговор, — считает собеседник «Известий».
К другим нарушениям относятся «распил» денег, коррупция, завышение начальной (максимальной) цены контракта, поставки некачественных товаров и услуг, не подходящих под техническое задание, срыв сроков и невыставление пеней и штрафов за это, перечисляет Перфильев.
Комплексный подход
В настоящий момент ФАС активно работает над выявлением и пресечением картельных соглашений, следуя четкому алгоритму действий, отмечает Шон Бетрозов. Первый этап включает в себя мониторинг торгов с использованием аналитических платформ, которые помогают выявить аномальные изменения в заявках и подозрительные паттерны поведения участников.
— Если такие паттерны обнаруживаются, ФАС инициирует внеплановые проверки компаний-участников. В ходе проверок специалисты службы анализируют документацию, проводят обыски в офисах и изучают переписку, чтобы найти доказательства сговора, — рассказывает эксперт.
На следующем этапе, если доказательства сговора обнаружены, возбуждается дело о нарушении антимонопольного законодательства.
— Такой алгоритм действий позволяет эффективно выявлять и пресекать картельные сговоры на всех стадиях, — обращает внимание адвокат.
Кроме того, ФАС активно сотрудничает с другими правоохранительными органами, включая прокуратуру и МВД, для проведения совместных проверок, оперативных мероприятий и уголовных расследований, дополняет Бетрозов.
Применяются и экономические стимулы для разоблачителей картелей — те, кто сообщает о фактах сговора, могут рассчитывать на снижение ответственности, указывает он.
— Например, в 2023 году ФАС внедрила программу вознаграждения для информаторов, позволяющую не только снижать ответственность, но и получать материальное вознаграждение за предоставление значимой информации, — напоминает собеседник «Известий».