Латвией правят профессиональные обманщики
Политолог и один из ярких представителей латышской эмиграции тримды Вита Матиса в интервью Latvijas Avīze рассказала о действующем в Латвии политическом строе «конъюнктуризм».
По словам эксперта по международным отношениям, в латвийском правительстве мы видели и видим много людей, для которых конъюнктуризм является главным принципом. В 90-е годы победили демократы. «Значит они теперь самые сильные. — Хорошо, тогда я теперь тоже демократ», — так рассуждают подобные деятели. 25 лет спустя — теперь сильнейшие — демагоги? Хорошо, тогда теперь я сторонник авторитарной системы. В этом, считает собеседник издания, прослеживается неприятная черта латышей — присоединяться к сильнейшим.
Кроме того, у нас до сих пор существует клановая система. Если вы не находитесь в политическом обороте, тогда вам приходится трудно, ведь клан — это средоточие власти. Бизнес, политика, даже культурные наделы — все это часто зависит от того, приближены ли вы к каким-то властным кругам.
Каков же выход из этих «замкнутых кругов»? Чтобы действительно признать ошибку, нужно быть способными не врать. Политики всегда врали и политика сравнительно лживая среда. В Латвии — более лживая, чем в иных местах. В России — лживее, чем в Латвии, уверена Вита Матиса. Все это весьма относительно. Политики всегда врали, но эксперта в настоящий момент больше всего заботит то, что ложь приняла такие обороты, как никогда, и она уже не уверена в том, способны ли люди определить, где ложь, а где правда.
«Мне приходиться признать, что многие латышские политики — талантливые лгуны. Я иногда просто удивляюсь, как можно, не мигая, врать с такой убежденностью. В начале 90-х годов я была дипломатичнее и называла это блефом», — делится Матиса.
Мы также наблюдаем случай Трампа, продолжает эксперт. Это актерский талант. Такое вранье! Даже больше, чем во времена вождей СССР. И у политолога нет уверенности, что житель Латвии, который в советское время умел сравнительно хорошо раскусить ложь, может сделать это также хорошо сегодня. Способы, какими распространяется ложь, стали намного более рафинированными. «Есть ли у молодого поколения основа и горький опыт, чтобы, чтобы суметь ее различить», — вопрошает Вита Матиса.
Она снова возвращается в начало 90-х, когда приехала в Латвию из США после падения железного занавеса. Она вспоминает, как тогда многие люди ловко использовали законы, что и по сей день получают огромные суммы. Это очень нечестно. Надо было бы установить потолки, и делать все, чтобы не было столь большой пропасти между самыми большими и маленькими пенсиями. Но многие до сих пор находятся внутри этого привилегированного круга, а «урезать» себя, чтобы было лучше обществу, очень трудно.
Политолог уверена, что это является большой проблемой Латвии и многих стран Восточной Европы. Потому что это тлеющее недовольство и горечь, которые есть у большинства людей, присутствуют из-за того, что они видят — победители — это те самые, нечестные, те, кто думал только о своем личном благополучии. И тогда вам остается только выбрать — или вам к ним присоединиться в их грязных играх, или эмигрировать, или остаться принципиальным и бедным в надежде на то, что что-то изменится.
«Я сомневаюсь, что многие мои друзья — люди, которые пережили советские времена, стали говорить про такое понятие, про которое я давно не слышала — внутренняя эмиграция, так как утеряна вера, что что-то можно поменять», — признает Матиса.