Не закрыв все школы, Шадурскис может эмигрировать из Латвии
Для многих политиков нынешние выборы стали проверкой на прочность нервной системы. Результаты подсчета голосов менялись неоднократно, добавляя потенциальным депутатам седых волос.
Чехарда с креслами
Так, еще в воскресенье до 15.00 у «Согласия» в Риге было 12 мандатов — и этот последний, 12-й мандат должен был получить ветеран данной политической силы, депутат уходящего парламента Сергей Мирский. Однако после подсчета голосов с зарубежных участков Центризбирком сообщил, что один мандат от «Согласия» в столичном округе отбирается и переходит к KPV LV. Таким образом, Сергей Мирский потерял мандат еще до того, как его получил.
Опять—таки после полудня в воскресенье появилась информация о том, что все-таки министр образования Карлис Шадурскис опередил в рижском списке партии «Новое Единство» Оярса-Эрика Калниньша и, таким образом, проходит в 13-й сейм. Но радость господина Шадурскиса была недолгой: после пересчета всех плюсов и вычеркиваний депутат нынешнего сейма Оярс-Эрик Калниньш снова обошел Шадурскиса, и в итоге именно он, а не министр образования, попадает в 13-й сейм. Главу минобраза сгубило очень большое количество вычеркиваний — 2468. Больше вычеркиваний среди кандидатов от «Нового Единства» оказалось только у действующего депутата Вейко Сполитиса, пойманного в свое время за езду в нетрезвом виде. Его вычеркнули 3076 раз. В итоге доктор наук Сполитис, будучи в списке 10-м, оказался на последнем, 38-м месте.
Количество вычеркиваний господина Шадурскиса свидетельствует о том, что даже избиратели «Нового Единства» его реформаторские потуги не оценили. Впрочем, списывать К. Шадурскиса пока преждевременно. Во-первых, он имеет шанс попасть в следующий сейм по так называемому мягкому мандату — если первый номер списка партии по Риге Эдгар Ринкевич в новом правительстве сохранит пост главы МИД, что весьма вероятно. Во-вторых, «внезапно» освобождается место евродепутата, поскольку избранный в Европарламент по списку «Единства» Артис Пабрикс нынче избран в сейм от объединения «Для развития — За».
Следующим по списку идет как раз Шадурскис. Правда, нынешнему Европарламенту осталось работать всего семь месяцев, и глава минобраза может не захотеть на столь короткий срок уезжать в Брюссель. Забавно, что если Шадурскис откажется от евродепутатства, то тогда дорога в Брюссель открывается для Оярса-Эрика Калниньша. В этом случае господин Калниньш должен будет отказаться от мандата депутата сейма — и опять-таки Шадурскис получает вместо него полноценный мандат сеймовского депутата.
Игра начинается
Как видите, нас ждут очень интересные кадровые игры. В любом случае ясно, что «Новое Единство», имея всего 8 мандатов в сейме, сможет в новом правительстве претендовать только на один министерский портфель. И его в этом случае скорее всего получит Эдгар Ринкевич. Кстати, опытные «единцы» уже подсуетились и утвердили группу для ведения переговоров по будущему правительству.
Да, «Новое Единство» очень мечтало заполучить и минюст — но в кресло министра юстиции жаждет вернуться лидер НКП Янис Борданс. Новые консерваторы не прочь отобрать у «Нового Единства» и портфель главы МВД. На эту должность метит новоиспеченный депутат сейма Юта Стрике.
Как обычно, ожесточенная борьба развернется за пост министра сообщения. Эту должность в нынешнем правительстве занимает «зеленый крестьянин» Улдис Аугулис. Если «зеленые крестьяне» будут представлены в новой коалиции, что наверняка, то они попытаются во что бы то ни стало этот пост за собой сохранить. Удастся ли, учитывая, что у «зеленых крестьян» в новом сейме всего 11 мандатов?
Интересно, что будет с нынешнем премьером Марисом Кучинскисом? Выбьет ли ему партия какой-то министерский пост, или он будет работать в парламенте, руководить какой-нибудь комиссией? Но в любом случае на 99 процентов он не сохранит премьерский пост в новом правительстве.
Эдуард ЭЛЬДАРОВ.
«В следующие четыре года нас, скорее всего, ждут бесконечные потасовки, скандалы, смена правительства, сведение счетов — и ничего другого. Даже формирование правительства будет нелегкой задачей, учитывая, что подобная работа требует большого политического профессионализма, знаний и навыков, уже не говоря об умении потом этим правительством управлять. Поэтому советую сразу настроиться на худший сценарий. Я не вижу ни малейшего лучика надежды».
Юргис Лиепниекс, политтехнолог, о том, что нас ждет в политике в ближайшее время.