Триумф в Опере
Подлинным триумфом стал субботний сольный концерт 14—летнего вундеркинда Даниила Булаева в Опере. Первый в его жизни в этом особенном зале.
Сольные концерты — это вообще очень трудный жанр, да еще и на такой просторной, уходящей вглубь сцене. Поэтому Даниил играл на авансцене, выдвинутой к зрителю, а за спиной его и концертмейстера Лили Саркисян опустился железный занавес.
После первых нот значительного прибавившего в росте за последние годы мальчика и в мастерстве скрипача зал притих, а после каждого из произведений взрывался аплодисментами, чаще всего сопровождаемыми несмолкаемым «браво!».
Даниил всей душой, до глубины своего существа чувствовал жизненную и метафизическую ситуацию, зашифрованную в каждом прозведении. Пропускал его через сердце и свою светлую голову. Его лицо и поза неизменно выражали то, что он играет, а исполнение было просто блестящим. Благородная, виртуозная, тончайшая и мощная одновременно игра являли нам большого, мирового масштаба исполнителя.
«Кармен—фантазия» Жоржа Бизе — это было действительно жаркое испанское солнце и небывалые страсти — откуда только полуребенок знает о них?.. А «Романс» ре минор Сергея Рахманинова? Как юноша смог столь проникнуться этой неизбывной тоской по родине великого русского композитора и донести ее так, что она тоже нас захватила?
«Медитация» Жоржа Массне, «Блестящая фантазия» из оперы Шарля Гуно «Фауст», «Фигаро»... Вот уж порадовался бы Россини тому, как точно поняли и донесли его замысел.
Во втором отделении звучал Чайковский — «Раздумья» и Вальс—скерцо. Юный скрипач доносил звуки до зала так, что думала: «Как прекрасна русская музыка и сколь много она говорит сердцу». Но Даниил понимает и чувства хасидов — по крайней мере в «Импровизации» Эрнеста Блоха «Три сцены из жизни хасидов» все было ясно.
Виртуознейшая концертная рапсодия Мориса Равеля «Цыганочка» сорвала бурю аплодисментов, топаний ногами и криков «браво».
Парень, державший себя весь концерт невероятно скромно, как будто извиняясь за свой невероятного масштаба и яркости талант, не стал ломаться и здесь, сыграв три биса.
Прозвучали искрометный «Венгерский танец» Брамса, «Пляска гномов» Антонио Баццини и заковыристая, чуть «неуклюжая», но очаровательная «Полька» Альфреда Шнитке.
А в кулуарах все вспоминали, как слушали Даниила, когда ему было пять, восемь, десять лет. И как счастливы от такого триумфа подлинного таланта.
Наталья ЛЕБЕДЕВА.