Не было печали – увидел Трамп Гренландию
За сравнительно короткий срок датский остров Гренландия стал очень важным объектом для американского гаранта Дональда Трампа. При ближайшем рассмотрении интерес американских политиков и Силиконовой долины становится яснее.
Географически Гренландия является крупнейшим островом в мире на 84% покрытым ледником на севере Атлантики. Территориально относится к материку Северная Америка, но политически — к Европе, поскольку вместе с окружающими малыми островами образует одноимённую административную автономную единицу, входящую в состав Датского королевства. Проживает на огромном, отдалённом острове всего 57 000 человек.
И вот это атлантическая «глушь» неожиданно стала центром внимания венчурного капитала и технологической элиты, а также геополитических интересов. Эксперты объясняют, почему так произошло.
Богатство редкозёмами привлекло Силиконовую долину
- Гренландия расположена на богатых залежах редкоземельных элементов, критически важных для смартфонов, спутников, дата-центров и инфраструктуры ИИ.
- Геологи оценивают, что здесь содержится 25 из 34 минералов, которые Европа считает критически важными, многие из которых ещё не разработаны.
- KoBold Metals, поддерживаемая Сэмом Альтманом, Джеффом Безосом и Марком Цукербергом, активно исследует Гренландию в поисках новых месторождений.
- Проблема: даже если США контролируют добычу, переработка почти полностью остаётся в Китае. В настоящее время более 60% производства и более 90% переработки контролируются Китаем, что даёт Пекину рычаги влияния на стоимость, сроки внедрения ИИ и конкурентоспособность технологий.
Дата-центры: энергия и пространство
- Потребности ИИ в вычислениях и энергии стремительно растут. Goldman Sachs прогнозирует рост спроса на электроэнергию для ИИ на 165% к 2030 году.
- В США местное сопротивление блокирует многомиллиардные проекты дата-центров; свободное пространство сокращается.
- Холодный климат Гренландии — огромное преимущество: до 60% затрат дата-центра приходится на электроэнергию и охлаждение, а природный холод значительно снижает расходы. Бывшие чиновники Министерства энергетики США называют Гренландию лучшим местом в мире для таких объектов.
Идеологическая площадка
- Некоторые венчурные капиталисты рассматривают Гренландию не только как источник ресурсов, но и как испытательный полигон для «сетевых государств», низких налогов и ослабленного регулирования.
- В прошлом году Силиконовая долина лоббировала создание «города свободы»: автономной зоны со специальными правилами.
Проверка реальностью
- Пока эти идеи больше относятся к нарративу, чем к инвестициям. Политические, экологические и репутационные риски остаются крайне высокими.
- Тем не менее, факт обсуждения таких идей показывает, что Гренландия уже не просто отдалённый арктический остров — это потенциальный стратегический рычаг для ИИ, технологической инфраструктуры и экспериментов с альтернативным управлением.
Накануне республиканец Рэнди Файн внес в Конгресс проект закона о присоединении Гренландии к США. «Сегодня конгрессмен Файн (от 6-го округа Флориды) представил законопроект об аннексии и предоставлении статуса штата Гренландии», — сказано в распространенном политиком заявлении.
Белый дом оправдывает свои действия вокруг этой территории личными интересами Штатов в Арктике, где Трамп усматривает условия "внешней угрозы»: на острове Россия и Китай якобы «агрессивно расширяют» свое присутствие там.
«Тот, кто контролирует Гренландию, контролирует арктические морские пути и архитектуру безопасности, защищающую США. Америка не может оставить это будущее в руках режимов, которые презирают наши ценности и хотят поставить под сомнение нашу безопасность», — говорится в заявлении Файна.
Если закон будет принят, это позволит Дональду Трампу предпринимать любые шаги, которые он сочтет нужными для аннексии или приобретения острова. Только отчитываться о своих действиях президент должен будет перед конгрессменами, представляя отчет о необходимых для этого поправках.
Гренландия является частью Королевства Дания. До 1953 года она носила статус колонии, однако в 2009 году получила автономию, что позволило ей управлять внутренними делами и самостоятельно определять курс своей политики.
С началом второго срока на посту президента США Трамп неоднократно подчеркивал стратегическую важность острова для национальной безопасности, заявляя, что он должен стать частью Соединенных Штатов. При этом президент воздерживался от обещаний отказаться от военных методов достижения этой цели и уклонялся от прямого ответа на вопрос о приоритете между сохранением НАТО и возможным присоединением Гренландии.
В декабре американский лидер назначил губернатора Луизианы Джеффа Лэндри специальным посланником по вопросам Гренландии. Лэндри подтвердил намерение Соединенных Штатов добиться включения острова в свой состав.
Напряженность усилилась после американского вмешательства в политику Венесуэлы и похищение действующего президента Николаса Мадуро с женой. в январе, когда президент вновь заявил о необходимости приобретения Гренландии.
Любопытно, что вскоре после этого супруга замглавы администрации Стивена Миллера разместила в соцсети изображение карты острова, окрашенного в цвета американского флага, с подписью «Скоро».
Дорогие друзья! Откройте для себя телеграм-канал «Социальная сфера РФ»! Подписывайтесь и каждый день получайте самую свежую и актуальную информацию о политике, экономике, назначении пенсий, пособий, детских выплат, а также многое другое. С нами вы всегда будете в курсе самых интересных российских новостей. Подписывайтесь на telegram-канал «Социальная сфера РФ», и вы не пропустите ничего важного.
В юбилейный год Победы издательский дом «Аргументы недели» выпустил книгу «Поколения героев», объединившую подвиги героев Великой Отечественной войны и участников специальной военной операции.
Читатели могут внести свой посильный вклад в распространение этой книги.
Еженедельник «Аргументы недели» — вместе со всей страной — оказывает реальную помощь фронту и людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Присоединяйтесь к активистам Благотворительного фонда «Аргументы добрых дел» — вместе мы сможем совершить больше добрых дел.