Это так масштабно и своеобразно подошли к решению демографической проблемы?
Наверное авторы проекта думали, что многие хотят наделать детишек, но не могут физически (ну типа «мужской силы» не хватает)? И вбухали буквально миллиарды в создание отечественного аналога зарубежной «палочки-выручалочки» для жаждущих мужчин (типа «Виагры» и ей подобных препаратов). Но, видимо, планировали и реализовывали всё совсем не через то место? Ну, как часто у нас происходит...
Итак, на разработку российского лекарства от эректильной дисфункции из бюджета ухнули миллиарды рублей. Но до триумфального шествия по аптекам дело так и не дошло. Инициатива буксует уже почти десять лет, за это время смета раздулась в полтора раза, а ключевые цели так и остались миражом. Счётная палата забила тревогу и отправила доклад прямиком к президенту и в Генпрокуратуру.
В общей сложности, как подсчитали журналисты, в «усилитель мужской силы» вбухали около 3,4 млрд рублей. Первоначально планировалось развернуть целый завод по производству чудо-лекарства на основе кабаржьего мускуса — даже питомник в Горно-Алтайске за 2,4 млрд рублей собрались строить и исследовательскую лабораторию в Подмосковье. Запуск проекта постоянно откладывался, питомник худо-бедно заработал только в 2024 году, а лаборатория так и осталась недостроем. Проверка выявила кучу финансовых нарушений, включая невозвращенные авансы и отсутствие наказаний для нерадивых подрядчиков.
Средство, как выяснилось, делали из закупленного сырья, а испытания проводили в частных медицинских центрах. При этом «золотую акцию» — исключительные права на регистрацию и выпуск препарата — планируют отдать ... нет, не государственной, а опять же частной фармкомпании. И это несмотря на щедрые государственные вливания. Аудиторы констатировали неэффективное расходование народных денег и предложили временно придержать производство под контролем государства, а также привлечь виновных к ответу. Эксперты же ехидно замечают, что мускус по своим свойствам скорее БАД, чем серьезный препарат, и конкурировать с современными синтетическими средствами ему просто не по силам.
За эти деньги можно было просто импортировать «волшебные таблетки» из-за границы и раздавать нуждающимся совершенно бесплатно. Эффект, наверное, был бы куда заметнее. В очередной раз убеждаемся в правоте одного известного афоризма: хотели как лучше, а получилось как всегда. И вообще, у нас ведь «никогда такого не было, и вот опять!»?
В очередной раз мы убеждаемся, что благие намерения, не подкрепленные ни здравым смыслом, ни компетентным управлением, приводят к одному и тому же результату: к огромным убыткам и разочарованию. Кто вернет деньги, которые могли бы пойти на здравоохранение, образование или, в конце концов, на поддержку отечественных производителей? Риторические вопросы, конечно. Скорее всего, найдут пару стрелочников, на которых свалят всю вину, а «проект века» тихонько похоронят, чтобы не ворошить неприятное.