Пустят ли Юлию Самойлову на конкурс в Киев?
На «Евровидении-2017» Россию представит Юлия Самойлова - звезда шоу «Фактор А» Аллы Пугачевой, девушка с тяжелым недугом - спинальной амиотрофией Вердинга - Гофмана. Юлия споет песню Flame Is Burning («Горит пламя»). Новость о том, что за нашу страну выступит певица в инвалидном кресле, стала для всех полной неожиданностью. Одни считают это отличным выбором: Юля по характеру - боец и, возможно, принесет нашей стране победу. Другие уверены, что решение принято в угоду политике и поездка в Киев будет для артистки небезопасной. Мы постарались во всем разобраться.
Как выбирали участника?
Решением закрытой комиссии. В нее вошли музыкальные продюсеры и редакторы, работающие и в шоу «Голос», а также известные российские артисты. Каждый год право выбирать участника «Евровидения» переходит от Первого канала к каналу «Россия 1» вместе с трансляцией конкурса. В этом году очередь Первого.
- Юля - самобытная певица и опытная конкурсантка, - объяснил глава российской делегации на конкурсе Юрий Аксюта. - Музыкальная карьера требует огромного эмоционального и физического напряжения, которое мало кому по плечу. Восхищен тем, каких успехов Юля добивается на этом пути.
Отправить Юлю на конкурс хотели давно. Ее молодой человек и по совместительству директор Алексей Таран уверяет, что эту идею начали обсуждать после выступления певицы на Паралимпиаде-2014 в Сочи. И вот теперь решение вызрело. Юлия выступит во втором полуфинале «Евровидения», который пройдет 11 мая в Киеве.
Скандал на «Минуте славы» - совпадение?
Выбор российского участника состоялся на фоне скандалов в шоу «Минута славы». Проект покинул инвалид Евгений Смирнов, танцевальный номер которого Владимир Познер назвал «запрещенным приемом»: мол, людей с ограниченными возможностями оценивают необъективно. А Рената Литвинова предложила Евгению «пристегнуть ногу», назвав его «ампутантом». Затем члены жюри извинились, но было поздно. И вот теперь Первый канал отправляет на конкурс девушку в инвалидном кресле. Совпадение?
- Юлия Самойлова едет на «Евровидение», потому что она талантливая певица, исполняющая хорошую песню, - пояснили «КП» в пресс-службе Первого канала. - Выбор Юлии никак не связан с ситуацией в проекте «Минута славы», и уж тем более циничной выглядит попытка представить конфликт в «Минуте славы» как подготовку к объявлению участника «Евровидения». Эти события произошли в разное время и совпали только в телевизионном эфире.
Что может помешать?
Конечно, будет давление. И Первый канал, выбирая участника, это учитывал. Но Юлия едет на конкурс, который транслируется на весь мир. Украинской стороне в этом плане проблемы тоже не нужны: Киев обязан обеспечить безопасность конкурсантов. Иначе это скажется на имидже страны, так сильно рвущейся стать частичкой Европы.
Юридически проблемы могут возникнуть при пересечении границы. Юлия выступала в Крыму, а значит, ее могут внести в черный список артистов, которым отказано во въезде на Украину.
- СБУ изучит вопрос и примет взвешенное решение относительно въезда Юлии Самойловой на территорию Украины, - пояснила руководитель Управления взаимодействия со СМИ и общественностью СБУ Елена Гитлянская. - Подчеркиваю, наша позиция будет основываться исключительно на нормах украинского законодательства и в интересах национальной безопасности.
Европейский вещательный союз со своей стороны обещал всячески взаимодействовать с Киевом по поводу приезда российской делегации. Ведь конкурс, несмотря ни на что, позиционируется как аполитичный.
ТРИ ФАКТА ОБ АРТИСТКЕ
1. Родилась 7 апреля 1989 года в городе Ухта (Республика Коми). В раннем детстве после неудачной прививки от полиомиелита получила первую группу инвалидности. У нее спинальная мышечная атрофия - такой же диагноз, например, у программиста Валерия Спиридонова, ставшего первым в мире кандидатом на пересадку головы. Училась в Современной гуманитарной академии по специальности «психолог».
2. Первый раз спела на сцене в десять лет, после чего не раз побеждала в вокальных конкурсах.
3. Уже семь лет счастлива с Алексеем Тараном - музыкантом и своим администратором.
МНЕНИЯ
ЗА
Посмотрим глазами Юли
Сначала стоял вопрос: отправлять артиста на «Евровидение» или нет. Потом обсуждали кандидатуру Александрова Панайотова, финалиста «Голоса-5», - подойдет или нет? Теперь оба вопроса отпали, но общество все равно нашло повод расколоться надвое. Одни кричат, что бедную Юлю, как агнца, шлют на заклание. В Киеве певицу растерзают, и никто не спасет ее от расправы. Другие считают, что кандидатура Юлии - чистой воды спекуляция и Самойлова - лишь пешка в политической игре.
Вывод простой: кого бы ни выбрали, свара бы случилась все равно. Поэтому предлагаю задать себе вопрос: глазами кого мы оцениваем это решение? Фанатов «Евровидения»? Вряд ли. Таких мало, особенно в России. Специалистов по телешоу? Тоже маловероятно. Сейчас каждый второй гордится тем, что телевизор выбросил.
А что если посмотреть на ситуации глазами Юли? Такого шанса у нее может больше не быть. Кто-то ждет его всю жизнь - Александр Панайотов пять раз участвовал в отборе на «Евровидение» и ни разу не попал. А Юля попала. Может, просто порадуемся за нее?
Почему мы вообще решили, что имеем право обсуждать инвалидность певицы, связывать ее диагноз с другим шоу и придумывать страшилки о том, что ее ждет в Киеве? Для Самойловой, и она в этом честно призналась, «Евровидение» - это праздник. Для чего лишать человека радости, к которой он стремился всю жизнь? Только чтоб показать Западу кузькину мать?
Егор АРЕФЬЕВ.
ПРОТИВ
Надежды рухнувшей оркестрик
При обсуждении кандидатуры Самойловой в последнюю очередь вспоминают о том, как она поет. Подозреваю, среди тех, кто бурными овациями встретил решение отправить Юлю в Киев, немало тех, кто вообще ни разу певицу не слышал. Да и зачем? Ведь аплодируют не вокальному мастерству Самойловой, а грамотному (безусловно) решению, с помощью которого удалось избежать бойкота «Евровидения-2017» и подстраховаться на случай желания страны-хозяйки конкурса принять российского участника не слишком ласково.
Да, с точки зрения непростых отношений между двумя странами выбор в пользу артистки с ограниченными возможностями кажется идеальным. Но не мы ли, из года в год сетующие на откровенную политизированность «Евровидения», сами себе сейчас противоречим? Радуемся тому, что с политической точки зрения к нам не подкопаться, и тем самым признаем, что на собственно музыкальную сторону вопроса нам плевать.
Конечно, в талантах Юли никто не сомневается - кто-то вспоминает ее блестящее выступление на открытии Паралимпиады-2014, кому-то запали в душу слезы Пугачевой, которые та не смогла сдержать, слушая Самойлову в 2013 году на шоу «Фактор А». Но, как бы здорово ни спела россиянка в Киеве, глаз общественности уже будет замылен - Юлю все равно будут рассматривать лишь как часть, пусть и весьма значимую, замысловатых политических шахмат. И выбор песни этому лишь поспособствует. Банальная поп-баллада Flame Is Burning, вышедшая из-под пера знакомых нам по евроопытам Гариповой и Гагариной авторов, вряд ли заставят Старый Свет ахнуть и увидеть в Самойловой нечто большее, чем просто умный тактический ход. А ведь «Евровидение», как бы активно им ни жонглировали политики, остается прежде всего музыкальным конкурсом, открывшим миру таких суперзвезд, как «АББА» и Селин Дион. Встать с ними в один ряд Самойловой будет крайне сложно.
Артем ГУСЯТИНСКИЙ.