Майкл Макфол: «Я меньше беспокоюсь о странах Балтии»
Бывший посол США в России рассказал латвийской газете «СЕГОДНЯ», что Путин может сделать в Прибалтике
Бывший посол США в РФ, а ныне профессор политологии Стэнфордского университета Майкл Макфол начал свое выступление на тему «Новая холодная война? Может ли Трамп ее остановить?» словами о том, что буквально шокирован тем, сколько людей пришло на встречу. Действительно, зал Университета Джорджа Вашингтона в американской столице был переполнен экспертами, политологами, студентами и, конечно, журналистами.
С официальной точки
Майкла Макфола в России считают вдохновителем и подстрекателем неудавшейся «цветной» революции, тесно контактировавшим с российской оппозицией. Однако после его яркого и интересного выступления, пестрящего шутками и отличающегося доступным анализом событий, сложилось впечатление, что Макфол не является каким–то ярым русофобом, а просто пытается объяснить американской общественности причины ухудшения американо–российских отношений на сегодняшний момент.
В своем выступлении он ни разу, в отличие от действующих политиков типа Маккейна, не оскорбил руководство РФ, но отметил, что у него много русских друзей и он с оптимизмом смотрит в будущее России. Естественно, будучи послом своей страны, он действовал в соответствии с указаниями своего руководства и смотрит на некоторые события сквозь призму американской официальной точки зрения. Приводим выдержки из его выступления.
Дать по носу Путину
«Я не думаю, что для Путина этот конфликт несет в себе узкое определение национальных интересов. Я думаю, что это идеологическая конфронтация: не коммунизма против капитализма или коммунизма против демократии — она касается «империалистической Америки», «упаднического Запада» и «незрелой Украины». Это все идеологические понятия. И он считает, что отстаивает идеологическую альтернативу Западу и Соединенным Штатам. В этом отношении это похоже на серьезную конфронтацию, не очень отличающуюся от холодной войны по масштабам, а в некоторых аспектах даже хуже, чем в последние годы холодной войны. Ответ администрации Обамы был значительным: после того как Россия вторглась в Украину, Обама в своей речи в ООН заявил, что у мира есть три угрозы: эбола, ИГИЛ, и Россия. НАТО сфокусировалось на России, были введены санкции. Кстати, Путин не вторгался в Украину, когда я был послом — я его сдерживал. (Смех в зале.) Он вторгся вскоре после того, как я покинул пост».
Далее господин Макфол привел в пример теорию, согласно которой сегодняшняя ситуация сложилась из–за слабости и наивности Обамы, и процитировал спикера конгресса Джона Бонера, который сказал: «Разве вошел бы Владимир Путин в Крым, будь президентом Джордж Буш? Путин получил бы от него в нос через 10 секунд!»
«Буш сидел недалеко от Путина на открытии Олимпиады в Китае, тогда начались грузинские события. Буш обладает хорошим здоровьем, и если бы захотел, то мог бы добраться до Владимира Путина и до его носа. К счастью, он этого не сделал. (Смех.) Мы вообще тогда не угрожали использовать военную силу».
Мы — враги
По мнению Майкла Макфола, основными причинами сегодняшней конфронтации являются российские внутриполитические события: передача власти от президента Медведева президенту Путину и народные протесты 2011 и 2012 годов.
«Президент Обама и президент Медведев имели хорошие рабочие отношения — оба были молоды, прагматичны, говорили длинными фразами. В отличие от Путина, у него более прямолинейный стиль. Медведев считал, что хорошие отношения выгодны и для России, и для США. В то время мы не предполагали, что с его уходом отношения изменятся, ведь все это время основные решения все равно за кулисами принимал Путин. Но мы ошиблись. У Путина совсем другой взгляд на мир. Они вместе работают, но очень отличаются друг от друга. Мы для Путина — враг. Мы — соперники. Он закончил школу КГБ, и его взгляды не изменились от того, что Советский Союз распался. Он видит мир с точки зрения «нулевой суммы» — плюс два для Америки означает минус два для России.
Подробности читайте в новом номере «СЕГОДНЯ» 15 марта