Проштрафившийся контрактник-"сириец" напугал суд
Российские военные суды отказываются рассматривать по существу дело об утрате имущества в ходе боевых действий в Сирии. Подсудимый признал свою вину и попросил рассмотреть его случай в особом порядке, но Фемида никак не может на это решиться. Это дело является первым в своем роде, а потому на судей давит груз ответственности.
Обвинения ст. 348 УК РФ (нарушение правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники, если это повлекло по неосторожности их утрату) выдвинуты против рядового-контрактника Артема Хилько. В судебных материалах местом совершения преступления называется Сирия, а сведения о том, что именно и при каких обстоятельствах утратил солдат, являются тайной следствия.
По сообщению "Коммерсанта", Хилько попал на фронт в составе одного из подразделений Таманской мотострелковой дивизии. Ее бойцов используют в основном для сопровождения различных грузов, поступающих российским войскам в Сирии. В частности, они обеспечивают перевозку и охрану контейнеров из порта Тартус на базу Хмеймим. Видимо, обвиняемый в ходе одного такого рейса потерял доверенный ему груз в результате ДТП или кражи.
Рядовой полностью признал свою вину и попросил рассмотреть его дело в особом порядке судопроизводства. Однако выяснилось, что браться за этот случай никто не хочет.
По правилам дела о преступлениях небольшой тяжести (за утрату военного имущества полагается максимум два года заключения) рассматривают гарнизонные суды. Однако это дело имеет гриф секретности, поэтому его перенаправили в Московский окружной военный суд. В столице решили, что разбираться должен Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону: там велось предварительное следствие, к тому же потерпевшей стороной поручили выступить ФГКУ "Южное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны РФ, которое также квартирует в Ростове.
Прокуратура Южного военного округа не согласилась с таким поворотом событий. По словам военного обвинителя генерал-лейтенанта юстиции Сергея Коломийца, дело передали в Ростов с существенным нарушением норм уголовно-процессуального законодательства. Коломиец настоял на том, что дело следует рассматривать в Москве. Ведь вред действиями рядового был нанесен Министерству обороны в целом, а сам фигурант расследования и свидетели проживают и проходят службу в подмосковном Наро-Фоминске. Такое же ходатайство подал и адвокат Хилько.
Однако столичный суд представление генерала и жалобу адвоката отклонил. Представители Фемиды сослались на то, что свидетели к процессу привлекаться не будут, так как дело предстоит рассматривать в особом порядке. В спор пришлось вмешаться главному военному прокурору РФ Сергею Фридинскому, который обратился в военную коллегию Верховного суда. ВС, посовещавшись, в третий раз вернул дело в президиум Московского окружного военного суда. Он и должен определить, где следует судить контрактника.
Участники процесса не идут на контакт с прессой, ссылаясь на гриф секретности. Назначенный адвокат рядового также не общается с журналистами. Поэтому определить, когда будет выбрано место суда над рядовым и когда может начаться разбирательство дела по существу, затруднительно.
Какое наказание в реальности грозит подсудимому, также невозможно предположить. Многое зависит от того, что именно было потеряно и как в этих обстоятельствах вел себя контрактник. Частично предполагаемый срок заключения покроется временем ожидания начала процесса, который постоянно откладывается из-за нерешительности военных судей.