Прочистка стволов: зачем Турция пересмотрит договоренности с ЕС по миграции
Пересмотр соглашения по мигрантам — типичный для Эрдогана и его приспешников прием политического торга. Они вовсе не собираются на деле рвать с Евросоюзом.
Анкара более не видит причин для того, чтобы придерживаться миграционного соглашения с Европейским союзом (ЕС). Об этом заявил министр Турции по делам Евросоюза Омер Челик. Корреспондент Федерального агентства новостей побеседовал с политологами и сенатором о действиях турецкого руководства и будущих отношений Анкары и Брюсселя.
По словам Челика, Турция выполнила свою часть соглашения, а вот страны Европейского союза «слов не сдержали». Он отметил, что страны ЕС никак не могу занять объективную, а также честную позицию по визовой либерализации для граждан Турции. «Пришло время для пересмотра соглашения с ЕС по мигрантам», добавил он.
«Могу, конечно, ошибиться в прогнозе, но я думаю, что отношения Турции и ЕС дойдут до какой-то точки кипения, а потом все сделают шаг назад, потому что обоюдно им невыгодно поднимать эту конфликтную ситуацию до бесконечности. Европе невыгодно, чтобы тот миграционный поток, который они перенаправили в Турцию, пошел к ним. Анкаре невыгодно, потому что они пользуются деньгами Евросоюза, они имеют колоссальные экономические связи. Кроме того, в европейских странах живет огромная турецкая диаспора. Эрдоган с этим не может не считаться. Поэтому мне представляется, что этот конфликт — состояние объявления войны без военных действий, прочистка стволов с обеих сторон. Я считаю, что в итоге они найдут каналы для переговоров и смогут урегулировать эту ситуацию. Безусловно, Турция ведет торг, в результате которого будут найдены какие-то общеприемлемые решения», — пояснил ФАН член комитета Совета Федерации по международным делам Олег Морозов.
Кандидат исторических наук, политический обозреватель газеты «Взгляд» Александр Чаусов в беседе с ФАН заметил, что после скандала с недопуском турецких министров к митингующим в Голландии Эрдоган скажет что-то типа «Выпускайте кракена!». Вместо кракена тут понятным образом выступают беженцы.
«В общеполитическом смысле нужно понимать истоки всей этой ситуации. Итак, турки начали проводить в Нидерландах массовые демонстрации в поддержку референдума и Эрдогана. От чего несколько в шоке были европейские чиновники. В Голландии, стоит напомнить, тоже скоро выборы. И там популярность набирает партия Вилдерса, а это консерваторы, евроскептики и националисты. Чтобы показать электорату, что и действующая власть в Голландии тоже блюдет «национальные интересы», и был этот запрет. Он логичным образом привел к беспорядкам и разгонам демонстрации спецсредствами. Что, собственно, подтвердило позицию Вилдерса.
С другой стороны, официальная Анкара увидела какое реально место она занимает в европейской политике. До этого, если вспомнить, Турция активно стремилась интегрироваться в западное сообщество и даже вступила в НАТО. Но есть европейцы, а есть «европейцы». И в числе последних оказалась именно Турция», — считает Чаусов.
Что будет дальше? По мнению эксперта, в Европе рано или поздно массово победят правые. Чем больше там этнических беспорядков, чем больше беспредела мигрантов, тем больше популярность правых. Но сейчас все эти евроскептики с симпатией смотрят именно на Россию. В Турции тоже, наверное, уже поняли, что с ЕС дружбы не получается, а вот с нашей страной — вполне. На этих противоречиях может сыграть Кремль. И если так пойдёт и дальше, то непременно сыграет.
«Собственно, даже в этом конфликте турок и европейцев можно увидеть, что концепция многополярного мира вполне себя оправдывает, и что в рамках этой концепции Россия может без проблем стать своеобразным посредником между Турцией и ЕС, и шире, между Востоком и Западом. Но при этом без всей этой «толерантности к мигрантам», что вредит и Западу, и в имиджевом плане Востоку, но в рамках нормальных политических отношений, в мире, где у государств есть свои национальные интересы и свой реальный суверенитет. Без России же, а глобальнее, без русской концепции многополярного мира, будет только эскалация конфликта», — резюмировал Александр Чаусов.
Экономический и политический аналитик Владимир Соловейчик выразил ФАН мнение, что пересмотр соглашения по мигрантам — типичный для Эрдогана и его приспешников прием политического торга. Они вовсе не собираются на деле рвать с Евросоюзом: турецкая экономика слишком сильно зависит от Европы. Но готовы пошантажировать европейцев, чтобы как-то улучшить свои позиции на переговорах с брюссельскими евробюрократами.
«Точно так же, как и с Евросоюзом, ведет себя Эрдоган и по отношению к России. Поэтому ничего удивительного в подобном шантаже нет. То турецкий министр без спроса хозяев пытается въехать в Голландию, чтобы вести там агитацию среди граждан этой страны турецкого происхождения, то делаются подобные заявления о возможности разрыва с Евросоюзом — все это большой политический театр имени Эрдогана. Помимо давления на европейцев, все это нужно Эрдогану и его приспешникам и для одурачивания турецких избирателей накануне референдума о конституционной реформе. Такими ходами Эрдоган и его клевреты хотят подменить демократическое обсуждение проблем будущего Турецкой Республики и ее государственного устройства очередными «выборами-дуриборами», которые благодаря оболваниванию избирателей принесут ему абсолютную власть с полномочиями, которые ранее были у султанов Османской империи», — добавил Владимир Соловейчик.