Владимир Соловьев: Россия — страна вождистского типа
Темы: Нужна ли монархия в России?
Алексей Навальный. Дело Сердюкова.
Ведущие «Вестей ФМ» — Владимир Соловьёв, Анна Шафран.
СОЛОВЬЁВ: У нас ведь страна — абсолютно вождистского типа.
ШАФРАН: Ну, да.
СОЛОВЬЁВ: То есть у нас никогда не было иначе. У нас названия партий, которые есть и всегда были, они, конечно, в высшей степени условны. То есть, по большому счёту, у тебя всегда была либо такая страна, которая монархическая и есть монарх, а дальше идёт аристократия, либо у тебя монархия была заменена, но остался всё равно советский культ, где у тебя вместо аристократии появилась партия, организованная, как, в общем-то, Орден иезуитов. Ну, особенно на начальных этапах. И сейчас ведь поэтому проблемы. Даже все эти партии, которые называют себя демократическими или которые являются оппозиционными — это же набор вождистских партий. Их же невозможно понять ни по идеологии… Их нет. То есть, по сути, это всегда вождь, да? Вот у тебя есть Жириновский, вот у тебя есть Зюганов.
ШАФРАН: Зато есть «Справедливая Россия».
СОЛОВЬЁВ: Там всё равно Миронов, там больше никого и не вспомнишь, даже при желании. Но в любом случае ты понимаешь, что там партия зависит от одного человека. Эти люди исчезают, и партия в том виде, в котором есть, хотя мы говорим: «Вот коммунисты…»… Да коммунисты без Зюганова ментально рассыплются на миллион разных социал-демократических движений. Это же тоже надо понимать. Потому что именно личность скрепляет это всё в некое подобие формации. И дальше что с этим делать?
Ну, естественно, у тебя есть «Единая Россия»; как бы она ни называлась, по сути, она всегда — партия власти. Правильно? И здесь можно менять руководителей партии, понимая, что она всё равно является партией власти. Поэтому неважно, кто формально руководитель, важно, что она всё равно будет заточена на президента.
ШАФРАН: А если с другой стороны посмотреть, вообще, это — плохо?
СОЛОВЬЁВ: А я не исхожу из категории хорошо – плохо. Я просто констатирую…
ШАФРАН: Ну, вот мне тоже кажется, что эти категории здесь неприменимы. Констатировать факт, да.
СОЛОВЬЁВ: Я констатирую, что есть. Потому что что значит плохо? Ну, вот дельфин плавает в воде, а слонёнок может там только купаться. Это хорошо или плохо?
ШАФРАН: Ну, я к тому, что исторически сложилось. Вот мы так живём.
СОЛОВЬЁВ: Исторически сложилось, связано с выбором веры, связано с гигантской территорией, связано с тем, что необходимо решать всё время задачи, которые может решать только сильная вертикально интегрированная власть, потому что как ты иначе будешь охранять такие бесконечные границы с таким количеством соседей?
ШАФРАН: Нет, никак.
СОЛОВЬЁВ: Вариантов нет.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Видеоверсия.