Исповедь человека-киборга
Что можно делать с вживленным в человека биочипом уже сегодня? Евгений Черешнев, основатель и генеральный директор компании Biolink Technologies, на своем примере дает ответ на этот вопрос.
Евгений говорит, что формально он уже не может называться человеком, он - киборг. Впрочем научный интерес к Интернету вещей вполне человеческий - испытать на себе все преимущества и выявить возможные недостатки от подобной аугментации.
По словам эксперта, перепрограммируемый чип абсолютно безопасен для здоровья человека, так как электроника спрятана внутри гипоаллергенной оболочки; после короткого периода привыкания чип не доставляет дискомфорта, не ощущается и не стесняет движений. Что касается функционала, то он самый обширный. В ходе опытов Евгений испытал на собственной шкуре, а точнее, чипе, возможность открывать/закрывать замки в гараже и доме касанием, блокировать и разблокировать мобильные гаджеты, логиниться почти на любой сайт без необходимости запоминать пароль, и т.д.. Эксперимент начался еще во время работы Евгения Черешнева в «Лаборатории Касперского». "Уже сейчас в офисе заменены турникеты, и я прохожу в здание, фитнес, столовую и гараж без всяких ключей", - рассказывал человек-киборг.
Евгений говорит, что помимо удобной альтернативы всем типам ключей и пропусков, биочип может с успехом заменить водительские права, паспорт, медстраховку, а также кошелек. Пока инфраструктура городов не рассчитана на аргументированных людей, поэтому некоторые возможности технологически доступны, но не внедрены на практике. Ну, и, кроме того, как в мире, так и в России пока достаточно мало людей с "умной" электроникой внутри тела. Помимо прочего, чипизация позволит эффективнее проводить поиск и спасение людей, в том числе пропавших детей, допустимо использование чипов в борьбе с терроризмом и многое-многое другое.
В этой связи гендиректор Biolink Technologies говорит о том, что в Интернете человек оставляет большое количество цифровых следов, которые собираются глобальными компаниями, поставщиками сервисов, вендорами операционных систем и т.д. Все многочисленные данные в Сети и есть наше "цифровое ДНК" - информация о том, кем является каждый человек как личность.
"Анализируя эти данные при помощи математических моделей можно предугадать с той или иной степенью вероятности, что вы сделаете, как поступите. Мы больше не пользователи, мы – сенсоры, а компьютер – интерфейс между мозгом и цифровым слоем", говорит эксперт, добавляя, что если собрать достаточно информации с разных цифровых устройств, можно собрать бота, компьютерную программу, которая будет имитировать поведение конкретного человека, использовать его лексикон и т.д.
Кстати, неоднозначный пример такого сценария стал известен недавно. Евгения Куйда, бывший редактор «Афиши» и основательница компании Luka, работающей над созданием искусственного интеллекта, создала чат-бота в честь своего погибшего друга. Девушка начала собирать его старые сообщения в нейронную сеть, разработанную в её стартапе. Развитие Интернета вещей и рост числа устройств, генерирующих персональные данные, также, как и внедрение биочипа ставит под вопрос частную жизнь человека. Действительно, ведь всегда можно узнать, где он был, что делал, где совершал платежи и кому звонил. Кстати, сейчас под кожу уже встраиваются электронные паспорта, а к 2023 г., по данным исследователей, ожидается и распространение имплантированных телефонов.
"Можно провести параллели между развитием человека и развитием интернета. Сегодня у нас – цифровой феодализм. Есть несколько компаний, которые все решают, но ни с кем своим конкурентным преимуществом делиться не спешат. Мы сами принадлежим этим компаниях, когда отдаём им свои «цифровые ДНК». В связи с этим, моё главное желание - чтобы в интернете наступила цифровая демократия".
Так когда же можно внедрять биометрические чипы? Несмотря на все большее проникновение технологий в нашу жизнь, а по прогнозам, к 2020 году количество различных устройств превысит 50 миллиардов по всему миру, человечество пока не готово к вживлению биочипов - делает вывод эксперт. Евгений говорит, что, несмотря на то, что он добровольно согласился на эксперимент и не пожалел об этом, он бы не предложил пока никому из своих родственников биочип. И дело вовсе не в развитии "железок", аппаратной платформы. "Чипы можно внедрять тогда, когда генерируемые при помощи них данные начнут принадлежать человеку, а не компаниям. Сейчас нет достаточного шифрования, а следовательно, данные уязвимы, не создана инфраструктура в государстве", - заключает Евгений Черешнев.