Мост между прошлым и будущим
Тёплое, какое–то морское сейчас лето на днестровских берегах. На высоких лугах головокружат мощным ароматом травы. Из них вечным оркестром трещат насекомые, порхают бабочки.... Спускаешься крутыми тропинками к воде — справа белоснежное тело скалы, слева, сквозь листву сверкает рябь на теле реки. Огромное небо наполнено пышными облаками, которые неспешно проплывают над головою.
Сегодня мы с женой ездили в захватывающее своей красотой и трагическое одновременно место на Днестре — Бакота. Почитайте, это интересно.
Двадцатью годами ранее. Лето. Сто километров выше по течению.
Молодая пара, он и она. Гуляют берегом реки. Доходят до железнодорожного моста и она, на правах местной, вспоминает события 40–ых годов когда...
Ещё на шестьдесят лет назад. Четвёртое июля 1941 года. Где–то хлопушки в воздух запускают, а где–то около тысячи человек... Залещицкая трагедия:
НКВДшники облили вагоны горючим, подожгли (по другим данным взорвали) и сбросили в реку. Берега Днестра здесь очень высокие и крутые — никто не выжил. В молдавском городке Вадул–луй–Водэ в братской могиле захоронены люди, тела которых принесло стремительное течение Днестра. Их руки были связаны проволокой.
Тернопольский краевед и исследователь человеческих судеб Гасай Ефрем Александрович обнаружил, что нескольким студенткам из этих вагонов удалось спастись.
Советская пропаганда, как и в других подобных случаях (см. Расстрелы заключённых НКВД и НКГБ (1941)) «повесила» это преступление на нацистов. Но осталось много свидетелей, которые видели, что это совершили большевики.
Моя мама родилась в Залещиках в 1949 году в семье начальника землеустроительной службы Советов, которые в 1944 году "освободили" эти земли от фашистов и прислали его сюда проводить коллективизацию. Мама помнит, в каком доме они жили первое время. Вот представьте для неё это "первое время" уже в начале 50–х. Так вот, двухэтажный дом на несколько квартир, заселённых исключительно начальствующим составом. Вокруг огромная стена с колючей проволокой по верху. Объект охраняли вооруженные ребята с малиновыми околышами.
Соседи менялись часто. Времена были неспокойные, но дедушка, благодаря своей харизме и человечности, при том, что он занимался по факту отбором земли у селян, умер в постели у себя дома от старости.
А так особо страдали начальники МГБ. Их повстанцы особенно часто убивали и калечили.
Но вернёмся к нашим баранам.. Кхе–кхе.. Чернейший юмор.
По словам местных, а я после слов девушки заинтересовался историей произошедшего, мост был именно что взорван. Якобы загнали составы с заключёнными на него и при отступлении, чтобы сэкономить на боеприпасах, взорвали их вместе. Там довольно высоко, крутые берега и внизу широкая гладь воды. Убили двух зайцев одним выстрелом. Так говорят местные.
А мы продолжили с девушкой милую прогулку вечерними Залещиками, пройдя через парк у воды, где растут огромные краснокнижные деревья и потерявшись в узких улочках, благоухающих летними цветами.
А тогда, в 1941 году, летом, много молодых, а по словам местных бабулек, что мне рассказывали эту историю, было много молодёжи, не вернулись домой, не прожили свою жизнь.
Сегодня 80 лет событию, которое нельзя забывать. Тем более, что история провернула своё колесо и зарево чего–то подобного мы видим на севере.
Мораль? Вывод? Такие, казалось бы "не значительные" эпизоды истории, надо помнить. Надо знать о них всё, чтобы никогда опять!
Написал holyunholy на politota.d3.ru / комментировать