«Продолжаем удивлять»: деятели искусства оценили олицетворяющую Обь «железную деву» из Китая
Появление нового арт-объекта на набережной Барнаула стало, наверное, самым обсуждаемым городским событием последних недель. Общественность гадает, кто разработал проект монумента и насколько он оригинален, почему скульптуру сделали в Китае, делятся своим мнениями и впечатлениями. «Банкфакс» решил поддержать этот разговор, но вовлечь в него людей, которые максимально близки к художественной сфере. Спойлер - последний спикер раскрыл секрет авторства монумента.
Никола Питерский, художник, скульптор:
- Сам арт-объект неплох. Но смущает то, что в его создании, скорее всего, задействовали искусственный интеллект. ИИ генерируют не на основе культурного кода местности, а на основе упрощенного стандарта. Получается что-то вроде бы стильное, глянцевое, но под такой обложкой пустота. Сгенерированные вещи ничего не несут. Я думаю, что если бы арт-объект создавал скульптор, получилось бы лучше. Это первый момент.
Второй момент. Китайцы преуспели в изготовлении арт-объектов из нержавеющей стали. Сейчас подобные арт-объекты в тренде и отвечают современным убранистическим взглядам. Технология следующая. Сначала делают 3D-модель, по ней создают объект из пенопласта, затем вырезают куски стали, выгибают их, чтобы они повторяли форму скульптуры, сваривают, шлифуют и полируют до блеска. Я не думаю, что какое-то предприятие в городе могло бы это сделать. Но когда у нас кругом говорят о необходимости развивать собственное производство, тема с Китаем вызывает вопросы.
Иван Ильющенко, художник:
- Мне нравится арт-объект в визуальном плане. Но жалко, что к его созданию не привлекли местных авторов. Мне кажется, что тогда бы получилось что-то более близкое Барнаулу, сильное. Мне вчера даже из Германии написали про эту скульптуру. Сказали: жалко, что не Кульгачевы работали над ней (барнаульские скульпторы Сергей и Михаил Кульгачевы - прим. ред. БФ).
В общем, мне не хочется, чтобы вокруг этого арт-объекта создавался негативный фон. Видно, что люди старались, и впечатление в целом хорошее. Но я считаю, что в такие проекты необходимо вовлекать своих профессионалов.
Дмитрий Петренко, председатель Алтайской организации Союза художников России:
- Понятно, что этот арт-объект не является произведением искусства. Поэтому предъявлять к нему требования художественного плана нельзя. Такие вещи нужны, чтобы украшать пространства, радовать глаз, и я думаю, с выполнением данной задачей он справляется.
Конечно, если бы это было серьезное художественное произведение, эффект был бы совсем другим. Но и ценник тогда был бы другим. Вероятно, в данном случае был найден баланс между тем, что требовалось и затратами.
Олицетворяет ли эта скульптура Обь? Мне представляется Обь другой, видится в ней больше спокойствия. При такой динамике она больше напоминает Бию, и по цвету.
Совсем не согласен, когда народ начинает раздражаться и злиться по поводу этого арт-объекта. Хорошо, что город идет на такие эксперименты. В любом случае это будет запоминающийся монумент, с которым люди будут фотографироваться.
Сергей Мозговой, скульптор:
- Чтобы судить об этом арт-объекте, говорить, понравился он или не понравился, нужно посмотреть живьем. А его я пока видел только на фотографии.
Когда смотришь снимки, кажется, что в целом там все вроде бы хорошо, гармонично. С другой стороны, никаких находок нет, по пластике ничего интересного, смущает какая-то «зализанность», «смазанность» - напоминает обсосанный леденец. Чтобы получить что-то более серьезное, достойное, нужно проводить конкурс эскизов. А здесь даже автора не называют. Возможно, потому что генерировал скульптуру искусственный интеллект.
С Достоевским изначально выставляли эскиз, сделанный ИИ. Он получился пижон пижоном в костюме и чемоданом, которые никак не соответствуют эпохе. Смотришь и удивляешься: ну явно не человеческих рук дело. Потом появился эскиз, сделанный Кульгачевым. И по нему уже было видно, что автор - человек. Соответствие эпохе есть, Достоевский похож на Достоевского, а не косит под него.
Вадим Климов, арт-критик:
- Вы спрашиваете: «Вам понравился новый арт-объект на набережной?» Я вижу в нем новейшую пошлость, но ко всему привыкают. Когда-то в городе ставили скульптуры профессиональных скульпторов «Мальчик с жеребенком» - Зоммера, «Медведи» - Менгулова, даже абстрактные формы Квасова. Одним нравится Шишкин, другому Шагал. Но не понятно, зачем повторять проекты, сделанные в других городах.
Вы спрашиваете: «Некоторые возмутились тем, что изготовили арт-объект в Китае» Пусть хоть на Марсе, где дешевле там и сварили.
«Кто нарисовал эту «Обь», ИИ или художник?» Мне тоже интересно, кто автор. Тут вопрос не в душевности ИИ или художника. ИИ - инструмент, как карандаш. Но автор должен быть. Кто в администрации города сказал: «Нам эта картинка подходит». Кто это был? Глава города, начальник комитета по архитектуре, благоустройству или туризму. Темная история. Вспомнил песню группы «Территория» «Люблю я Обь твою муть».
Я примерно понимаю, как работают большие программы, вроде «Туризм и гостеприимство». Наблюдал, как Александр Богданович Карлин (бывший губернатор Алтайского каря - прим. ред. БФ) строил лестницу и благоустраивал улицу Толстова. Удивляет, зачем нужен объект на 200 метровой набережной, перегруженной фонарями, лавочками, буквами «БАРНАУЛ», стелой в Нагорном парке. Что, без скульптуры не выделяли денег на благоустройство? Эта набережная не нуждается в привлечении туристов. Там и без скульптуры многолюдно.
Этот объект уберут лет через 20-30, а то и раньше. Придет время делать реконструкцию набережной, и спишут девушку на металлолом. Найдутся защитники, которые станут говорить о высокохудожественности арт-объекта и сохранении истории. В комментариях эту скульптуру уже называют Терминатором?.
Сергей Кульгачев, скульптор:
- К новому арт-объекту очень много вопросов. Скажем очень мягко, он не вызвал у меня восторга.
На мой взгляд, установке скульптур в городе должно предшествовать: 1. Определение самого выгодного расположения объекта. 2. Конкурс эскизных проектов. 3. Утверждение лучшего проекта художественным советом, в который входят художники, архитекторы, скульпторы.
Если у этой скульптуры есть автор, то надо его объявить и написать его имя, так обычно делают. Если это создано с помощью ИИ, то это тоже надо озвучить.
Конечно, хотелось бы, чтобы подобные объекты создавались с помощью российского производства и наших специалистов.
Сергей Боженко, художник, архитектор, член градостроительного совета, бывший главный архитектор Барнаула:
- Как он может мне не нравиться, если я являюсь автором-архитектором этого объекта? Я нашел место и придумал постамент под скульптуру. Вообще много людей участвовало в реализации данной задумки. Идея рождалась в умах местных дизайнеров, которые разрабатывали предложения по развитию туристической отрасли. Скульптором стал Ярослав Бородин - молодой прогрессивный автор, восходящая звезда. Он настолько хорош, что работает в основном за рубежом, а здесь у него мало объектов.
Наша задача - осваивать новые технологии и новые материалы. Такого материала в Барнауле раньше не было. Мы все работали по старинке и наконец-то вышли на современные технологии, современное осмысление пространства города. Это большой шаг вперед по сравнению с тем, что мы делали раньше.
Использованный при изготовлении скульптуры материал в какой-то мере повторяет изгиб речной волны. Благодаря этому достигается единство формы и образа, к чему должен стремиться каждый художник. Поверхность скульптуры играет на солнце, отражается в воде.
Меня так учил бывший глава Барнаула Мельников Анатолий Иванович. Он говорил: «Наша общая задача - удивлять горожан новизной». Анатолия Ивановича уже с нами нет, но идея его жива. Мы продолжаем удивлять горожан новыми художественными произведениями.