Сталкеры пробрались в заброшенные урановые шахты Янгиабада. Почему это опасно. Видео
Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. На днях в сети появилось видео, как группа блогеров спускается в старую урановую шахту неподалеку от Янгиабада – города-призрака в горах Ташкентской области. Камера ведет зрителя через мрачные тоннели, где капает вода, скрипят перекрытия, а ржавые вагонетки напоминают кадры из постапокалиптических игр. Видео набрало десятки тысяч просмотров и не меньше вопросов.
Романтика сталкерства, похоже, вновь в моде, но в отличие от вымышленных игр, подземелья Янгиабада – не виртуальная зона. Это реальное наследие ядерной эпохи, к которому до сих пор нужно относиться с крайней осторожностью.
Не для жизни, а для задачи
Янгиабад появился в 1950-х как секретный рабочий поселок для добычи урана – ключевого элемента советской ядерной программы. Он был закрытым, обеспечивался напрямую из Москвы и долгое время не фигурировал на открытых картах. Жители его редко делились подробностями о своей работе: режимный объект – режимная тишина.
Со временем месторождения истощились, а вместе с ними закончилась и история города. Шахты закрыли, оборудование вывезли, люди уехали. Янгиабад практически опустел.
По данным переписи 1989 года здесь проживало почти 12 тысяч человек. К 2009-му – чуть больше четырехсот. В основном это были пожилые люди, не пожелавшие или не имевшие возможности куда-то уехать.
Сегодня Янгиабад – это полуразрушенные дома, заросшие улицы и десятки километров подземных выработок, часть из которых по-прежнему доступны. И именно туда направляются современные исследователи.
Что показало видео
В завирусившемся в Сети ролике блогеры с фонариками на лбах спускаются в подземелье. Они исследуют штольни арочного типа, заходят в боковые ответвления, снимают остатки старых труб, рельсов и металлических конструкций. Атмосфера, безусловно, кинематографична. Но реальность – совсем другая.
Уже в комментариях под видео появляются вопросы о том, насколько это безопасно, можно ли туда заходить, есть ли радиация?
На самом деле безопасно, но не везде. В некоторых зонах шахт радиационный фон до сих пор может превышать допустимые нормы. Это невидимая угроза, которая накапливается в организме без запаха, цвета и вкуса.
Ликвидируют ли шахты?
С 2023 года в Янгиабаде идут масштабные работы по рекультивации – восстановлению территорий, пострадавших от уранодобычи. Проект финансируется через Счет экологической ремедиации Центральной Азии, созданный по инициативе Европейского союза и управляемый Европейским банком реконструкции и развития. На это выделено 9 миллионов евро.
В прошлом году в городе очистили около 5 тысяч гектаров от радиоактивных загрязнений. Были рекультивированы рудники Джекиндек, Каттасай, Алатанга и Рудный двор, закрыты 23 горные выработки и восемь провалов. Также с территории убрали опасные руины заброшенного предприятия. На руднике Чаркесар построили дренажные каналы, очистили скопления руды и перекрыли провалы.
Работы планировалось завершить к марту этого года, но точной информации о сроках пока нет. И только после завершения территории станут экологически безопасными и смогут стать точками развития туризма.
Напомним, в конце июля 2025 года стало известно о "кладбище мышьяка" под Ташкентом — старым токсичным полигоном, который снова вызывает тревогу у жителей и экологов. Долгое время сведения о полигоне были закрытыми, а подробной информации в открытых источниках практически не было.
В 2022 году власти приступили к консервации полигона — работы завершились в 2024-м: территорию огородили, накрыли бетонной плитой, засыпали грунтом и стабилизировали химическими составами. Это должно было предотвратить попадание ядовитых веществ в почву и воду.
В ответ экологи Ташкентской области сообщили, что объект находится под контролем, а качество почвы и воды регулярно проверяется.