Прогресс, классика и драйв – вместе навеки. Чем удивил SandlerFest 2025
В последние дни лета, 30 и 31 августа, территория ВДНХ стала «точкой сборки» продвинутых меломанов и просто любителей хорошей музыки. Что вполне логично, поскольку на шести сценах-площадках там развернулся грандиозный Международный фестиваль прогрессивной музыки — «SandlerFest 2025».
Этот фестиваль считается одним из крупнейших событий музыкальной жизни не только нашей страны, но и мира. В этом году к нам приехало 150 команд из США, Кубы, Ирландии, Греции, Израиля, Болгарии, Ямайки, Словении, Узбекистана, Грузии, Армении, Чили, Аргентины... В Москве оказались коллективы даже из таких экзотических стран, как Мадагаскар и Уганда. Словом, с поправкой на время года, тут как нельзя к месту будет цитата из Николая Гоголя: «Майский день, именины сердца!»
Особенно если твоё сердце отдано классике рока. Именно это и задержало меня на подходах к главной сцене фестиваля, расположенной в Зелёном театре ВДНХ, где мне надлежало пообщаться с главным организатором, идейным вдохновителем и «мотором» всего фестиваля, музыкантом и продюсером Игорем Сандлером. С одной стороны — чувство служебного долга, с другой — мощные залпы хита Down on me. Что перевесит? Я не колебался ни секунды, поскольку очень люблю Дженис Джоплин — именно в её версии 1967 года эта традиционная песня и стала суперхитом. И именно так её исполняла на сцене «Орион» трибьют-группа alLAbamers. В общем, я завис там, и зависал, пока не закончился сет этой команды. Жалел я лишь об одном — по ходу дела выяснилось, что я слегка опоздал — своё выступление группа начала с исполнения хитов The Doors, самой любимой моей команды вообще...
С другой стороны — не разорваться же? Опоздал я потому, что на сцене «Рок-панорама», звучали хиты не менее любимой мною группы Dire Straits в исполнении команды Brothers for Nothing, где я, сознаюсь, тоже подзавис. В общем, когда я подходил к «Зелёному театру» там уже звучала мощная поступь «Танца рыцарей» из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Эта поступь и в классическом исполнении внушает трепет, а уж усиленная рок-аранжировкой — втройне.
Так что жалел я ещё и о том, что успел лишь на самый финал сета русской классики в современных жанрах, который как раз проходил в Зелёном театре. И пока я в фестивальной суете пытался найти Игоря Сандлера, этот сет закончился совсем.
Но тут возникло ещё одно препятствие, которое приклеило меня к скамеечке Зелёного театра уже надолго. Когда-то, читая воспоминания Алексея Рыбина, который на пару с Виктором Цоем основал группу «Кино», я всегда спотыкался об один фрагмент, казавшийся мне преувеличением: «Свет погас, и мы оцепенели — на сцену вышла группа "Битлз". Никакой не грузинский вокально-инструментальный ансамбль "Блиц", а натуральная группа "Битлз" — таково было первое впечатление... Их имидж был незакончен ровно настолько, насколько это было необходимо для того, чтобы не создавалось впечатление, будто перед зрителем находятся четверо шизофреников, полностью утративших свою личность...»
Речь шла о выступлении трибьют-группы в далёком 1981 году. И только сейчас, в 2025 году, я, наконец, понял, как это бывает. На сцену Зелёного театра вышла группа The Beatles. Вернее, трибьют-проект The BeatLove. И жахнули ребята так, что я будто бы попал в фильм «A Hard Day’s Night», который Ливерпульская Четвёрка выпустила в 1964 году...
Неудивительно, что наша беседа с Игорем Сандлером началась как раз с этого вопроса: «Трибьют-команды на фестивале прогрессивной музыки — норма, или эксперимент?»
Вот мнение Игоря Борисовича: «В этом году мы решили сделать акцент на трибьюты. Разумеется, в программе не только они — на фестивале выступает 150 групп. Но акцент сделан существенный. Потому что есть такая музыка, которая уже вечная, нетленная, классика. Мы же слушаем Чайковского, Рахманинова, Моцарта, Баха в исполнении разных оркестров. Да, они вроде играют одну и ту же партитуру. Но пропускают через себя, через своё понимание музыки. Каждый оркестр излагает свою версию, наделяет музыку своим драйвом. Те же The Beatles уже никогда не будут выступать, но их музыку будут играть во всём мире, потому что это тоже уже классика. Точно так же, как Pink Floyd, Led Zeppelin, AC/DC...
Именно поэтому мы сделали супер-шоу. У нас ведь не просто кавер-группы выступают, как многим кажется. Кавер-группы в ресторанах играют — их миллионы, это, что называется, средний уровень. А мы делаем топовый уровень. Скажем, финалисты «Голоса», солисты театра Александра Градского — они будут петь трибьют Queen. Там уникальное многоголосие — я думаю, мало кто в мире так сможет спеть. А на второй день запланированы трибьюты AC/DC, Linking Park, Metallica — грандиозные шоу с симфоническими оркестрами. Это классическая музыка, которая, так же, как Чайковский, Моцарт и Бах звучит через года, в новом видении и в современных звуках.
Думаю, что и в будущем такой расклад сохранится. У меня нет цели делать трибьют-фестиваль. Наряду с группами, исполняющими классику рока, у нас играет, например, Марко Мендоса, который только что закончил тур с лучшими гитаристами-виртуозами мира, Стивом Ваем и Джо Сатринани, и прилетел к нам. У нас есть и русская классика в роке — это как раз Рахманинов, Чайковский, Прокофьев и Шостакович в рок-аранжировках. А ещё — отдельная сцена, фестиваль гитарной музыки. Мы проводим его уже шестой сезон, там выступают лучшие гитаристы, например Тимофей Григорович, который играет в «Парке Горького», и Дмитрий Четвергов, который играл в группе «Квадро» и сотрудничал с Гленном Хьюзом и Джо Линн Тёрнером из Deep Purple. А посвятили мы этот фестиваль великому русскому гитаристу Ивану Смирнову.
Многим кажется, что присутствие на фестивале трибьют-проектов — это признак кризиса жанра. Ничуть. Это просто дань классике — напоминание о корнях. У меня своя дорога. Здесь вы увидите то, что не увидите нигде".
Самое же славное, что зрители сами смогли принять участие в грандиозном трибьют-проекте, который состоялся в финале первого дня фестиваля. Это была церемония прощания с Оззи Осборном, который покинул нас в июле. Его песня Mama I’m Coming Home, написанная на слова Лемми Килмистера, лидера группы Motörhead, звучала в исполнении и зрителей, и музыкантов. И каждый из зрителей имел возможность присоединиться к созданию книги об Оззи Осборне — в толстый том с чистыми листами можно было вписать своё впечатление о музыке Оззи и о нём самом. Это уникальный проект — книга, составленная российскими поклонниками Оззи, поедет в Бирмингем, на его родину, чтобы стать частью музея великого музыканта.