Дочь председателя Совмина Коми Зосимы Панева: «Кому еще памятник можно поставить, как не папе?»
Находясь во главе то исполнительной, то законодательной власти республики, Зосима Панев смог добиться реализации многих важных проектов, будь то строительство университета и филиала Академии Наук, предприятий и железной дороги. При этом он нередко сталкивался с сопротивлением Москвы. Людмила Сандригайло рассказала БНК, как ее отцу удавалось выигрывать «кабинетные битвы», какой вклад Зосима Панев внес в развитие Сыктывкара и каким способом сейчас можно почтить его память.
— Вашему отцу приходилось приходилось пробивать у Москвы многие проекты. Это строительство сегодняшней Нацбиблиотеки, железной дороги, университета, лесопромышленного комбината, музыкального театра. Как ему это удавалось?
— В основе пробивных решений был невероятный патриотизм. В 50-е годы он поехал в Петрозаводск и Нальчик и увидел, какие красивые здания там строятся. А потом прибыл в Сыктывкар, где не было ничего. Казалось бы, такая же столица. Это задело его: «Чем мы хуже? Почему мы не имеем право жить тоже красиво?» Этот патриотизм двигал им. Когда ему в министерстве сказали: «Только через мой труп в каком-то захудалом Сыктывкаре, где тротуары деревянные, появится университет!» — папа ответил: «Труп ваш не нужен. Но университет мы построим». Задело его за живое: так относятся к республике, как будто это дыра!
— Патриотизм помогал не останавливаться, но на нем одном тяжело двигаться вперед.
— На какой-то конференции его спросили: «Как у вас получалось реализовать все проекты? Не боялись заходить в кабинеты первых лиц?» Он ответил: «У меня было три главных правила. Расчет. Я все просчитывал, никогда не шел с пустыми бумажками. Риск. Я никогда не боялся рисковать, надо было всегда что-то делать. И самое главное — хорошее отношение к людям. Они помогали. Всегда находились уверенные во мне люди, когда я начинал какой-то проект». Он вообще умел сострадать людям.
— Можете привести пример?
— Во время войны за украденный колосок сажали. А председатели колхозов, понимая, что их подчиненные умирают с голоду, немного зерна для посадки иногда давали людям. Папа говорил: «Пока я работал первым секретарем Сысольского райкома, ни одного председателя я не посадил. Ни один не был расстрелян. Мы с ними всегда пытались найти какие-то решения». Он очень этим гордился. Или: в Коми были эвакуированы люди, которые замерзали насмерть в вагонах. И папа, нарушая все законы, поехал в местные организации и под свою ответственность выдал им валенки и ватники, пищу. В итоге около 700 человек спас
— Насколько его работа была тяжелой?
— Сталин работал по ночам, поэтому и все так же трудились. Папа должен ведь быть на связи с Москвой. Я родилась в 1951-м, и когда просыпалась в пять утра, он только приходил домой. Но многие министерства работали уже с девяти утра. То есть папа, поспав три-четыре часа, шел на работу. Это были изнуряющие годы. Когда Сталина не стало, уже перешли на нормальный режим, но папа привык работать очень много, практически без выходных. Его мы видели уставшим: отдохнет немножко и снова на работу. А основные бытовые вопросы приходилось решать маме, четверо детей все-таки.
— Какой вклад внес Панев в развитие Сыктывкара?
— Знаете, будет 250 лет городу. Все думаю: вот есть ли в истории города человек, который столько для него сделал? Нет такого. Вы сами перечислили: и библиотека, и железная дорога, и ЛПК, и музтеатр, и академия наук… На этом всем строится город. Это 50-е и 60-е годы. Секретари обкома приезжали, пять лет отрабатывали и уезжали в Москву. Все на плечах папы было в те годы. Ну, в конце концов, надо быть благодарным. Есть, конечно, мемориальная доска… Но кому еще памятник можно поставить, как не ему? А то многие даже не знают, что все было в его время.
Ранее в интервью БНК дочь Зосимы Панева поделилась воспоминаниями о том, каким был ее отец в быту, как он стал «законодателем моды» в Сыктывкаре, насколько верил в коммунистические идеалы и чем были наполнены последние месяцы его жизни.
*** Президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании 250-летия основания Сыктывкара, которое будет в 2030 году. Это запустило подготовку к юбилею. Руководитель республики Ростислав Гольдштейн призвал жителей активно участвовать в процессе. Сыктывкарцы могут предлагать проекты, участвовать в формировании оргкомитета и создавать символику праздника. Для этого запустили тематические сообщества «Сыктывкару — 250!» в VK и Telegram.
Алексей Баталов