В Москве ночью спокойнее, чем в США». Почему релоканты бегут обратно
Массовая волна возвращения релокантов из США становится новым трендом. В соцсетях они признаются, что жизнь в Америке оказалась дороже и сложнее, чем представлялась, и записывают видео о возвращении в Россию.
Волна камбэков: почему релоканты меняют курс
Под хэштегом о возвращении уже десятки видео — это стало новым форматом откровений для русскоязычных эмигрантов в США. Люди рассказывают о бытовых трудностях, завышенных расходах, дорогой медицине и тоске.
Многие признаются: иллюзия «лучшей жизни» в Америке быстро стерлась суровой реальностью — высокими ценами, постоянной тревогой и ощущением одиночества. Чаще других возвращаются молодые семьи с детьми, получившими американское гражданство, но растить их родители предпочитают в России, где рядом есть помощь близких и доступная медицина.
«Даже голубь на фонаре подозрительный»
Одно из самых вирусных видео последних недель — история блогерши Виктории (Тори), которая уже перебралась обратно в Москву. В блоге она рассказывает, что впервые за долгие месяцы почувствовала себя в безопасности. Она объясняет, что в Лос-Анджелесе напряжение становилось постоянным спутником, даже в благополучных районах.
«В Москве ночью безопаснее, чем в Лос-Анджелесе. В ЛА, даже если ты живешь в приличном районе, ночью ты не идешь, ты сканируешь, кто за тобой, кто перед тобой, постоянно оцениваешь обстановку, потому что там даже голубь на фонаре подозрительный».
Она признается, что поначалу в Москве у нее сохранялась привычка вертеть головой по сторонам. Но однажды, гуляя по центру столицы, девушка впервые ощутила давно забытое чувство спокойствия: «А потом поймала себя на мысли — я иду одна, в полночь, по Тверской, и мне спокойно... В Америке все очень вежливые, но чуть что — потом смотришь, а твоя сумка без кошелька, а ты без достоинства».
По ее словам, в Москве люди могут выглядеть суровыми, идти слишком близко или резко обгонять на электросамокатах, но человек может быть уверен, что его не обидят, не заденут, и все будет хорошо. Особенно заметной эта разница становится ночью: «В Москве ты идешь по улице, а в ЛА улица идет на тебя», — признается девушка.
«Буду скучать, но жалеть не буду»
Другой популярный ролик принадлежит блогерше Любе, которая три года прожила в Нью-Йорке и теперь готовится к переезду обратно. В США девушка получала образование, а теперь окончила университет. Она долго не могла сформулировать, почему Америка перестала казаться ей правильным выбором, но в итоге подобрала точную метафору.
«У меня такое ощущение, что между бабочками в животе, эмоциональными качелями, очень сильными чувствами... я выбрала очень предсказуемого, спокойного, доброго, вот такого ровного "парня". Лучше, чем эта аналогия, мои чувства не может описать ничто другое», — говорит она.
В разговоре с подписчиками Люба откровенна: скучать по Штатам она будет, но о переезде назад не жалеет:
«Буду ли я скучать? Абсолютно да. Буду ли я жалеть? Точно нет. Места у окна в самолете я уже забронировала».
С ее слов, Россия сейчас ассоциируется у нее с надежностью и эмоциональным комфортом, которых не хватало в Нью-Йорке.
«Устал от ограничений»
Федор, проживший в США три года, признаётся, что ожидания от «страны свободы» не совпали с реальностью. Его причины для возвращения — смесь бытовых неудобств и социального давления. С иронией, но отчасти всерьез он признается: адаптация в США оказалась куда сложнее, чем ожидалось.
«Спустя три года жизни за границей, в США, я решил вернуться в Россию. Это непростое решение, но у него есть свои причины», — объясняет он подписчикам.
Первая — бытовая. Федор честно признается, что так и не смог найти замену привычным российским сервисам: «На самом деле, нормальные доставки есть только в России».
Но самая важная причина, по его словам, — ощущение ограниченности: «Самая главная причина, почему я уезжаю, — это отсутствие какой-либо свободы... В Америке сплошные ограничения. Чуть что — меня за все могут посадить в тюрьму», — признается Федор.
Идеализированный образ «успешной жизни» сталкивается с реальностью — психолог о причинах
Психолог Виктория Чаликова объясняет, что массовое возвращение части эмигрантов из США — закономерное явление. По её словам, эмиграция всегда сопровождается стрессом и эмоциональным напряжением.
«Часто такой переезд сопровождается спонтанными действиями, не несет за собой никакой подготовки и настроя на те трудности и неожиданности, которые ждут каждого переезжающего в другую страну», — отмечает Чаликова.
Будущее в новой стране идеализируется, а трудности кажутся преодолимыми. В первые недели после переезда тревожные мысли временно притупляются за счёт новизны места и иллюзии стабильности, но со временем «гормональный всплеск» проходит, и человек сталкивается с психологическими вызовами: тоской, выгоранием и депрессией.
Отсутствие знакомой среды создаёт ощущение отчуждённости. «Возникает тоска по дому, по привычной рутине, которая дает ощущение безопасности. Теряется невербальный контакт с миром: понятные с полуслова шутки, культурные отсылки, социальные ритуалы, запахи, вкусы — всё то, что составляет нашу идентичность и дает чувство укорененности», — объясняет психолог.
«Идеализированный образ "успешной жизни" сталкивается с реальностью, требующей огромных финансовых вложений. Возникает когнитивный диссонанс: "Я пожертвовал всем, а в итоге постоянно борюсь за выживание". Этот внутренний конфликт истощает нервную систему и приводит к эмоциональному выгоранию», — говорит Чаликова.
В таких условиях возвращение домой становится естественной защитной реакцией.