«А вы вообще в курсе, сколько в России стоит простая "однушка"?» Поплавская жестко ответила на призыв Совфеда рожать с 18 лет.
Озвученный председателем СФ Валентиной Матвиенко призыв к молодым семьям рожать чаще, рожать больше, вызвал в соцсетях мощный отклик и породил множество вопросов. Причём буря обсуждений разгорелась не столько вокруг самой идеи — желание государства поддерживать семейные ценности вполне объяснимо — сколько вокруг того, насколько реальны подобные ожидания без продуманной материальной базы.
Многие пользователи в своих комментариях не возражали против самого посыла, но поинтересовались: если государство хочет более раннего пополнения семьи, то логично было бы объяснить, какие условия для этого создаются. На какие конкретно льготы, выплаты или преференциями могут рассчитывать молодые матери и отцы, чтобы рождение детей не превращалось в подвиг?
Поводом для жарких дискуссий стал фрагмент интервью Матвиенко которое она дала «Московскому комсомольцу». В нём Валентина Ивановна акцентировала внимание, что первостепенная задача государства — изменить отношение общества к семье.
— С моей точки зрения, ключевая проблема демографии — в необходимости изменить сам менталитет. Настоящий успех должен ассоциироваться не с карьерными рекордами, а с крепкой, полной, дружной семьёй. Рождение детей должно восприниматься как нечто естественное и престижное. Нормой должно стать появление ребёнка почти сразу после совершеннолетия, а не в 28–29 лет, как это сейчас происходит. Нельзя бесконечно откладывать счастье, потому что «потом» может уже и не наступить — и по состоянию здоровья, и по жизненным обстоятельствам, — заявила спикер Совфеда, сославшись на слова президента о том, что материнство и отцовство — это радость, которую не стоит откладывать.
Однако уже в самом интервью прозвучало уточнение: а возможно ли всё это реализовать на практике? На этот вопрос Матвиенко ответила, что Россия должна сделать всё, чтобы избежать сценария стран, где население стремительно сокращается. И что решить задачу можно лишь сочетанием серьёзных финансовых мер и работой с ценностями и мировоззрением общества. Тем самым она всё-таки признала: одних разговоров о духовных скрепах недостаточно.
Но именно преобладание «имиджевой», философской части в её словах вызвало шквал вопросов. Комментаторы напоминали, что менталитет формируется не только лозунгами, но и уровнем жизни, и возможностями, которые доступны молодым семьям.
К обсуждению темы присоединилась и патриотический блогер, актриса и многодетная мать Яна Поплавская, которая сама воспитывает двух сыновей и уже является бабушкой. В своих соцсетях она выразила поддержку идеям Матвиенко, согласившись с акцентом на важности раннего деторождения, но при этом отметила, что часть молодого поколения демонстрирует инфантилизм — во многом благодаря современной государственной молодежной политике.
— Конечно, такие инициативы нужны! — написала Поплавская. — Во-первых, в последние годы политика в отношении молодежи такова, что люди остаются «молодыми» практически до 35 лет. И это не просто формальная классификация по возрасту — это реально часть мировоззрения: жить для себя, получать удовольствие, распоряжаться деньгами, как нравится. Да, это не касается абсолютно всех, но подавляющее большинство до 30 лет ещё не «созревает» для серьёзной ответственности, для полноценной семьи.
Однако блогер тут же начала задавать вопросы, которые касаются более приземлённой, ощутимой стороны демографических проблем — тех препятствий, которые никак не связаны с моральными установками, а связаны с экономикой и инфраструктурой:
— Интересно, а знает ли Валентина Матвиенко, что максимальный кредит по программе семейной ипотеки в Москве — 12 миллионов рублей — и что его хватит лишь на крошечную «однушку»? В регионах ситуация ничуть не лучше: за 6 миллионов приобрести достойное жильё невозможно. А кто видел условия, в которых выдаются земельные участки многодетным? Это настолько труднодоступные места, что туда порой невозможно добраться, ни газа, ни электричества, участки требуют огромного труда, чтобы их привести в порядок. Пока всё это обустроишь и построишь дом, младшие дети уже в институт пойдут.
Поплавская подчеркнула: ключевой вопрос не в «моде на семью», а в конкретной поддержке молодых родителей.
— Какие меры реально предложит государство девушкам, которые решат родить в 18 лет? Бесплатное обучение в вузе? Государственная няня на этот период? Гарантированное место в детском саду? Социальное жильё? Ведь раньше предприятия реально обеспечивали семьи квартирами. Где это сейчас? К тому же есть ещё проблема с «схемой Долиной», когда у семей, взявших ипотеку, могут отобрать проданные квартиры, — добавила блогер.
В итоге Поплавская сделала резюме: демографический кризис нельзя решить одними лозунгами и призывами. Она отметила, что заявления Валентины Матвиенко о «тренде на раннее родительство» звучат так, будто сами россияне должны придумать и запустить эту моду, не опираясь на реальные, материальные меры поддержки со стороны государства.