Сокровища наших дней: что скрывает электронный лом?
Одна из больших проблем современного мира — электронные отходы. Бум бытовой электроники произошел совсем недавно: еще сорокалетние помнят жизнь без мобильных телефонов и компьютеров, когда единственной электроникой в доме был телевизор. И его берегли!
Сейчас же каждый из нас — обладатель нескольких гаджетов. Электроникой напичкано практически все. И, как это всегда бывает, чем больше у нас на руках подобных предметов, тем меньше мы их ценим. Телефон меняем не потому, что он вышел из строя, а потому, что вышел из моды. Или потому, что фирма выпустила очередную модель. По той же причине меняем и автомобиль. Проездил на машине полтора-два года — все, пора продавать и брать новую. В этом смысле мы недалеко ушли от средневековых традиций, когда знатные дамы для каждого выхода в свет шили себе новое платье.
Беда, впрочем, не только в отношении потребителя, но и в производителях, которые постоянно выбрасывают на рынок новые модели и прекращают поддержку старых. В результате этой гонки, по данным программы ООН по окружающей среде, в мире ежегодно образуется от 20 до 50 миллионов тонн высокотехнологичного мусора. Причем это количество постоянно увеличивается — например, за последние пять лет на 21 процент! Предполагается, что если темпы сохранятся, то каждый год в мире будут выбрасывать 75 миллионов тонн электронных отходов.
На сегодняшний день в России ежегодно образуется около 1,5 миллиона электронного лома. Он очень разнообразен. Компьютеры, копировальная техника, лампы накаливания, детали автомобилей, батарейки и аккумуляторы, бытовая техника, аппаратура для записи и воспроизводства аудио и видео, телефоны, радиоприемники, модемы, микрофоны, наушники, навигаторы, часы и весы, да просто кабель в изоляции — все это считается электронными отходами.
Переработать такие отходы не просто сложно, а очень сложно. Это дикая смесь из самых различных элементов, от банальной меди до представителей групп лантаноидов и актиноидов периодической таблицы Менделеева.
Например, празеодим, неодим, самарий и диспрозий — это сильные магниты, без которых немыслимы многие технологии. Пожалуй, самый распространенный и эффективный на данный момент магнит — это сплав неодима, железа и бора, который используется в компьютерных жестких дисках. Магниты из самария и кобальта когда-то считались самыми сильными, но сейчас применяются только в аэрокосмической и авиационной промышленности. Дело в том, что такие магниты существенно дороже неодимовых, но зато они стабильно работают при высоких, до 400 — 500 градусов Цельсия, температурах.
Лантан и церий являются одними из основных элементов в аккумуляторах.
Эрбий добавляют в кварцевый расплав для производства оптоволокна — без этого редкоземельного элемента слабый оптический сигнал будет постепенно затухать и сойдет на нет.
Лантан, церий, европий, тербий, а также иттрий применяются при изготовлении флюоресцентных покрытий и энергосберегающих ламп.
Индий — важный компонент сенсорных экранов и фотоэлементов.
И даже если вы купили ребенку дешевый цветной кусок пластика, из которого звучит музыка и который произносит фразы из мультфильмов, будьте уверены — в ваших руках оказался сложный электронный прибор, битком набитый редкоземельными элементами.
Мировая статистика неутешительна: в мире утилизируют всего 20 процентов электронного лома. Судьба 80 процентов неизвестна. Но ее попробовали подсчитать. В 2019 году, к примеру, цена потерянного на свалках бытового мусора железа составила 24,6 миллиарда долларов США. Меди — почти 10 миллиардов долларов.
Люди выбросили на помойку золота на 9,4 миллиарда долларов. Считаем: в 2019 году грамм золота стоил на мировом рынке 1411 доллар. Делим одно на другое и получаем: в выброшенной электронике было 6,7 тонны золота! Алюминия было выброшено на 6 миллиардов долларов. Кобальта — на миллиард. Серебра — на полмиллиарда. Висмута — на миллион. Германия — почти на полмиллиона.
Переработка одного миллиона мобильных телефонов может дать 15,8 тонны меди и 34 килограмма золота.
Все это очень заманчиво. Однако извлечь все эти ценные металлы из электроники сложно. Заполучить золото инков и ацтеков было намного легче.
В первой половине октября приостановил свою работу совместный проект Microsoft и Western Digital по переработке жестких дисков, который был анонсирован в начале апреля. Причин много, и одна из них – это предполагаемая технология переработки: размолоть в пыль и потом эту кашу разобрать на элементы.
Довольно часто электронные отходы пытаются утилизировать путем сжигания. Дескать, пластик сгорит, а металлы останутся. Однако у этого метода есть свои недостатки. Во-первых, он очень токсичен. Даже отжигание кабеля для извлечения меди выбрасывает в атмосферу огромное количество вредных веществ. Фенол, бензол, кадмий, свинец, мышьяк — все это либо улетучивается в воздух, либо остается в золе. И эта зола тоже токсична.
А во-вторых, разделить получившийся сплав на элементы, а в особенности вытащить из него лантаноиды, — это очень непростой (если не невозможный) химический ребус.
В Москве есть уникальный комплекс предприятий полного цикла по утилизации электроники и оргтехники, который базируется в столичной экономической зоне «Технополис». Технику разбирают на компоненты, при этом носители информации измельчают — в целях сохранения конфиденциальности. Затем компоненты сортируют по видам и передают на окончательную переработку.
Жители столицы могут воспользоваться услугой «Вывоз ненужных вещей» на портале mos.ru и сдать отжившую свой век электронику на утилизацию, переработку, а возможно — и на восстановление.
Яна Маевская.
Фото Наталии Бахаревой
По материалам «Мой Дом Москва».