«Алый парус» над нашей рекой. Воспоминания коммунаров
Участие в строительстве Рефтинской ГРЭС студенческих строительных отрядов и отрядов старшеклассников – практически забытая страница истории поселка. Единственное о чём вспоминают, это то, что знаменитую «Знаменку» породили стройотряды, работавшие на строительстве электростанции. В конце 1960-х несколько лет на Рефт приезжали из г. Свердловска участники клуба юных коммунаров «Алый Парус». Приезжали помогать строителям. По возрасту, как можно понять, это были школьники старших классов.
Совсем недавно довелось ознакомиться с их воспоминаниями. Приведу их здесь, некоторые полностью, некоторые фрагментарно.
Вот как вспоминает о клубе Римма Степановна Варганова, в 1960-е годы педагог Дворца пионеров г. Свердловска,руководитель клуба юных коммунаров «Алый Парус», руководитель театра-студии и преподаватель Екатеринбургского государственного театрального института.
«1962–1963-е годы. В стране оттепель. Распахнулись окна, двери и души для инициативы и творчества. И творчество не заставило себя ждать. Из Всесоюзного комсомольского лагеря «Орлёнок» вернулся наш посланец, секретарь комитета комсомола школы № 67 Игорь Ершов. Он привёз весть о коммунарском движении. /…/ Игорь Ершов заразил меня, педагога методического отдела Дворца пионеров, и ещё группу ребят из своей школы желанием создать в городе подобную коммуну. Начался поиск путей созданий не формальной, а творческой организации, которая принадлежит не взрослым дядям и тетям, а им — молодым.
Мощным толчком к этому стала поездка делегации старшеклассников нашего города в Братск, на легендарную Всесоюзную комсомольскую стройку. Там ребята получили такой мощный заряд, что уже не могли спокойно жить и наблюдать формальную рутину школьного комсомола.
По сегодняшним меркам происходит невероятное: по дворам, по детским клубам, площадкам, соседям и знакомым собираем подростков (их набралось около 100 человек) и вывозим в деревню Кашино, в пионерский лагерь Дворца пионеров. Лагерь был организован на частичной самоокупаемости: часть средств выделил ЦК ВЛКСМ, остальное — зарабатываем сами.
Жизнь в лагере проходила по законам ком- муны: «Наша цель — счастье людей!», «Всё — творчески, иначе — зачем!», «Дряни любой давай бой!» и т. д. Но самое главное — никто тобой не управляет, не лезет тебе в душу, не поучает. Из взрослых — я одна. Причём я не руководитель, я — старший друг. Во главе сбора — комиссар и выборные командиры на каждый день. Сегодня ты командир, а завтра — рядовой исполнитель. Все вопросы решает совет дела из таких же ребят, как ты, а вечером — откровенный разговор, анализ дня.
Сбор настолько потряс всех его участников, что они решили создать клуб старшеклассников города и выйти с этой идеей на горком комсомола. Имя клуба выбрали в честь популярного, любимого в то время произведения Александра Грина «Алый па- рус». В нём слышится романтика, неуспокоенность, вера во что-то обязательно светлое, мечта, вечный поиск и вечное движение».
«Иногда нам казалось, что мы топчемся на месте, нужно было какое-то крупное, значимое дело, которое объединило бы ребят. Поэтому летом 1966 г. создаётся трудовой отряд, который в течение пяти лет выезжал на строительство Рефтинской ГРЭС, крупнейшей стройки всесоюзного значения. Жили в палатках, в трудных условиях, расчищали огромные площади лесоповала под будущее водохранилище, работали на благоустройстве юного посёлка, засыпали и асфальтировали дорогу и тротуары, строили железную дорогу. Большим другом ребят был всё это время начальник стройки Илья Владимирович Вольфсон. Из взрослых в качестве старшего друга выезжала я одна, а ребят собиралось от семидесяти до ста и более человек, кроме того, приезжали друзья из других городов: Перми, Челябинска, Нижнего Тагила, Петрозаводска, Архангельска, Горловки, Щёлкова, Москвы. И никогда за всё это время не возникал страх, что что-то может случиться. Ведь со мной были мои комиссары, к тому времени уже студенты.
Организацией последних двух «Рефтов» занимались студентки философского факультета Наташа Ткаченко и Лена Вернигор, а командирами отрядов были девяти- и десятиклассники. На заработанные деньги коммунары осуществили свою мечту — они поехали в Крым. Там, после недели работы на уборке винограда в винсовхозе Бурлюк, основная группа поехала отдыхать к морю, а шесть человек поехали туда, где последние годы жизни в полной нищете провёл великий романтик А. Грин — в Старый Крым. Это были: Лена Вернигор — студентка УрГУ, будущий преподаватель философии; Лена Мокринская (Лебедева) — девятиклассница, будущий авиационный инженер; десятиклассники: Леша Данилин — будущий доктор математических наук, профессор, декан математического факультета Свердловского пединститута, и Витя Кохан — будущий выпускник философского факультета, в 30 лет безвременно ушедший от лейкемии; второкурсник Свердловского художественного училища Слава Савин — ныне народный художник России, и выпускник школы Валера Ситников — будущий заслуженный работник высшей школы России, доктор психологических наук, профессор, директор института психологии и педагогики имени академика АПН СССР И. П. Иванова в Ленинградском университете имени А. С. Пушкина.
Приехав в Старый Крым, они разыскали могилу Александра Грина и поразились: оказалось, что на могиле А. Грина не было никакого памятника. Тогда они нашли его жену — Нину Николаевну, которой посвящены знаменитые «Алые паруса», и получили от неё разрешение сделать памятную стелу и установить её на могиле Александра Грина. На холмах, за кладбищем, они нашли достаточно большую плиту известняка, которую вшестером, с немалым трудом, со многими остановками принесли на холм перед кладбищем и там по эскизу, сделанному Витей Коханом и Вячеславом Савиным, несколько дней подряд купленным в местном магазине зубилом выбили рельеф парусника с алыми парусами. В день рождения Александра Степановича Грина — 23 августа 1969 г., эту плиту перенесли и установили на месте захоронения, где она покоилась до столетнего юбилея писателя, в честь которого на могиле Александра Грина был наконец-то установлен памятник «Бегущая по волнам». А плиту с алыми парусами, изготовленную свердловчанами, бережно перенесли к входу в дом-музей писателя (я её видела, она всё ещё там).
Ю.Сухарев, краевед, член Русского географического общества