Под крышу дома своего: россиянка вернула похищенную мошенниками квартиру
Жительница Кисловодска через суд добилась отмены сделки купли-продажи своей квартиры, которую ее вынудили продать мошенники, следует из решения апелляционного суда (есть у «Известий»). Также на пострадавшую оформили несколько кредитов. Суд первой инстанции отказал в аннулировании договора, но после проведения психологической экспертизы женщине удалось доказать, что совершала она сделку в невменяемом состоянии. В периоды эмоциональных проблем мошенникам легче толкнуть жертву на необдуманные решения, отмечают эксперты. Поэтому покупателям всегда нужно проверять состояние владельцев недвижимости перед сделкой.
Как мошенники отбирают недвижимость
Ставропольский краевой суд вернул жительнице Кисловодска Наталье Шевченко квартиру, которую она продала под влиянием мошенников. Разбирательства длились больше года, при этом суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска пострадавшей, но его решение было оспорено.
В 2023 году, как следует из материалов дела, Наталья Шевченко нашла сайт, где была размещена реклама инвестиционного заработка. Там преступники оставили фишинговую ссылку для прохождения регистрации. После этого женщина дважды «пополнила баланс профиля» на общую сумму около 600 тыс. рублей. Однако средства в приложении так и не отобразились — как выяснили следователи, якобы для того, чтобы их зачислить Наталье Шевченко, сперва она перевела их «менеджеру». По этому факту возбуждено уголовное дело.
После этого «менеджер» и его сообщник (в документах суда он фигурирует как Волков М.) обещали ей некий доход от продажи ценных бумаг. Для этого женщину вынудили взять три кредита на сумму более миллиона рублей, а также убедили, что инвестировать можно и средства от продажи квартиры.
В январе 2024 года состоялась продажа квартиры Натальи Шевченко, но после женщина обратилась в Кисловодский городской суд, заявив, что не собиралась продавать недвижимость и ее вынудили это сделать обманным путем.
Во время расследования уголовного дела полиция установила, что у Волкова был доступ к звонкам, СМС и всем сообщениям пострадавшей. У него, в частности, была подключена функция демонстрации ее экрана.
В марте 2024 года суд первой инстанции отказал Наталье Шевченко в оспаривании сделки, посчитав факт обмана недоказанным. В частности, суд учел, что средства от продажи квартиры она получала частями.
«Таким образом утверждение о том, что она не собиралась продавать квартиру, является недостоверным и направлено на введение суда, а также полиции в заблуждение», — следует из материалов дела.
Ходатайство о проведении психиатрической экспертизы для Натальи Шевченко Кисловодский горсуд отклонил, так как в январе 2024 года женщина после долгого лечения проходила врачебную комиссию. Тогда врачи установили, что «на момент осмотра она была без формальных психических расстройств».
Почему суд изменил решение
В ходе апелляционных разбирательств Наталья Шевченко настаивала, что продавать квартиру она не собиралась и договор купли-продажи подписала только под влиянием Волкова. И после сделки она сразу же обратилась в полицию, заявляя, что плохо себя чувствовала.
Судебная коллегия назначила комплексную экспертизу, которая установила, что Наталья Шевченко на момент подписания договора страдала психическими проблемами в форме органического эмоционально-лабильного астенического расстройства. У нее были головные боли, головокружения, шаткость при ходьбе, утомляемость, повышенная тревожность, обидчивость, раздражительность с эмоционально-волевыми нарушениями в виде пассивной подчиняемости и внушаемости более сильным личностям, несамостоятельности в принятии решений «со снижением когнитивных, критических и прогностических способностей».
В итоге апелляционный суд встал на сторону пострадавшей и постановил аннулировать сделку, а также взыскать с Натальи Шевченко 4,2 млн рублей в пользу покупательницы.
Председатель Общероссийского профсоюза медиаторов Владимир Кузнецов пояснил «Известиям», что в этом деле речь шла об оспаривании сделки по мотиву введения продавца в заблуждение, в юридической науке и практике это называется пороком воли.
— Это означает, что на определенный момент лицо не было в полной мере способным осознавать свои действия и их последствия, а иное лицо таким положением воспользовалось, — сказал Владимир Кузнецов. — Ошибкой суда первой инстанции было то, что он не назначил судебную экспертизу, что было квалифицировано апелляцией как грубое нарушение. Суд апелляционной инстанции такую экспертизу назначил, и ее результаты подтвердили наличие на стороне истца порока воли.
Дело показывает, что «судьи тоже люди и порой допускают ошибки, которые могут повлиять на жизнь участника спора», подчеркнул частнопрактикующий юрист Ниджат Мурадов.
— Истцу повезло, что суд апелляционной инстанции согласился с доводами жалобы и пересмотрел дело, иначе она осталась бы без квартиры, — сказал он.
Психолог Наталья Наумова пояснила, что для определения вменяемости психиатрическая комиссия задает серию вопросов, с помощью которых определяют, врет человек или нет.
— Там есть четкий ряд вопросов, которые позволяют определить, на самом ли деле в тот момент человек был в таком вот пороке воли и не осознавал, что делает. К примеру, был под гипнозом, находился в состоянии «выключенности», — сказала эксперт.
По словам специалиста, когда человек находится в состоянии задумчивости, у него много сложностей и переживаний, его легко подвергнуть внушению. Сперва мошенники пытаются расположить к себе — похвалить, взять человека «в команду», посулить поддержку, а после начинают управлять.
Как обезопасить себя при сделках с квартирами
На практике при совершении сделок с продавцами пенсионного возраста рекомендуется запрашивать определенный перечень документов, подтверждающий психическое состояние продавца, его дееспособность, подчеркнула юрист, гендиректор «Рацио Консалтинг» Наталья Голоснова.
— К сожалению, сейчас для добросовестного приобретателя покупка недвижимости на вторичном рынке становится всё более рискованной, — сказала эксперт. — Поскольку нужно учитывать множество моментов, чтобы впоследствии сделку не признали недействительной и не применили последствия ее недействительности: это и возможное банкротство продавца, и сделка, совершенная с материнским капиталом, и в первую очередь сделки с возрастными продавцами.
Похожее дело рассматривает Хамовнический суд Москвы. В 2025 году он может вынести решение по встречным искам певицы Ларисы Долиной и покупательницы ее квартиры Полины Лурье. В августе 2024 года популярная артистка стала жертвой мошенников — она получала звонки якобы от силовиков, которые предупредили певицу, что ее накопления и имущество в опасности.
Лариса Долина поверила им, продала свою элитную квартиру в 236 кв. м в центре Москвы всего за 112 млн рублей (при цене как минимум в 180 млн рублей), отдала курьеру злоумышленников деньги, а также перечислила на ряд карт. Кроме того, она передала мошенникам еще несколько десятков миллионов рублей из собственных сбережений.
Когда афера вскрылась, Долина отказалась съезжать из проданной квартиры и подала иск о признании сделки кабальной. В свою очередь, Лурье подала иск о выселении певицы, ее дочери и внучки из проданной квартиры. В понедельник, 13 января, должно состояться очередное заседание по этому разбирательству.