Юрий Иванов: «Каждый год хочется судить финал Кубка Гагарина»
Юрий Иванов в интервью KHL.ru рассказал о новых судейских нормативах, вспомнил тренировки под руководством олимпийского чемпиона 1956 года Николая Пучкова и объяснил, почему не хочет переходить в главные рефери.
Иванов имеет за плечами два финала Кубка Гагарина, а также приз лучшему лайнсмену «Золотой свисток». Но несмотря на все достижения становиться главным судьей он не хочет. Говорит, что ему комфортно на линии.
«Удивила сыгранность «Шанхайских Драконов». Вроде бы новая команда, но ощущение, будто они вместе уже давно»
– Вы, как судья из Санкт-Петербурга, отсудили шесть матчей с участием СКА во время предсезонки, работали на первой игре команды в чемпионате. Какое впечатление оставила обновленная питерская команда на старте сезона?
– В начале чемпионата результаты частенько бывает непредсказуемыми. У каждого тренера своя стратегия подготовки, поэтому делать выводы по первым матчам не стоит. У СКА есть большой потенциал. В составе много мастеров. Есть и опытные игроки, и молодые.
– В первой игре между СКА и «Шанхайскими Драконами» чувствовалась принципиальность противостояния двух питерских команд?
– Да, обе команды играли с большим желанием. Отмечу, что на трибунах собралось более 15 тысяч зрителей. Судить при такой аудитории проще и приятней.
– Как вам игра «Драконов»?
– Удивила хорошая сыгранность. Вроде бы у них в значительной степени обновленный состав, незадолго до начала чемпионата приехал новый главный тренер. Но было такое впечатление, что команда вместе уже несколько месяцев.
– Как ведет себя с судьями новичок КХЛ главный тренер «Шанхайских Драконов» Жерар Галлан?
– Совершенно спокойно. Хотя делать выводы, наверное, еще рановато. Вообще же североамериканские специалисты порой оказывают давление на судей. Например, вернувшийся в КХЛ Боб Хартли – любитель поговорить. Тем не менее, буду рад новой встречи с ним.
– Чем запомнилось межсезонье?
– О, всего не перечислить. В первую очередь, отмечу очень много громких переходов. Сменили команды Владимир Ткачев, Джошуа Ливо. Уже по ходу сезона Евгений Кузнецов подписал контракт с «Металлургом» – это интересно.
– Какие ожидания от чемпионата в плане турнирной интриги, борьбы за Кубок Гагарина?
– «Локомотив» практически полностью сохранил чемпионский состав и, думаю, в этом году вновь поборется за победу. Прилично выглядят «Авангард» и ЦСКА. Несмотря на несколько поражений в начале турнира, не стоит сбрасывать со счетов «Трактор». Также, мне кажется, борьбу может навязать минское «Динамо». Очень хорошая команда. А в межсезонье она усилила последний рубеж, пригласив Зака Фукале, который в прошлом сезоне вместе с «Трактором» играл в финале.
– В трех последних сезонах вы судили более чем по 60 матчей. Серьезная нагрузка? Как готовились к новому чемпионату?
– Да, нагрузка ощутимая. Поскольку бег я не люблю, пару лет назад купил велосипед. Вот с его помощью и готовлюсь к сезону – езжу по 20-50 км в день. Отличная кардио работа. После нее ноги чувствуют себя на льду просто отлично. Но, конечно, нельзя забывать и про тренажерный зал. Мышцы должны быть в тонусе.
– Где же в Санкт-Петербурге вы находите маршрут на 50 км?
– А я катаюсь за городом – например, в Сестрорецке, около озер. Еще в Приозерске – около Карелии. У меня там дача – когда еду туда, обязательно беру с собой велосипед. Летом много времени провожу именно там – люблю природу.
– Раз так, то, наверное, изъездили всю Карелию?
– Действительно, бываем там с супругой каждый год. Это уже традиция. Вот и прошлым межсезоньем выбрались к друзьям, которые живут недалеко от Сортавалы – гуляли, купались, смотрели водопады. На лодке ездили на рыбалку – поймали щуку. А два года назад посетили Валаам. Ездили на «Метеоре». Очень понравилось.
– Чем оказались примечательны судейские сборы этого года?
– Полностью поменялась система нормативов. Во-первых, теперь все нужно сделать быстрее. Во-вторых, если раньше ты просто сдавал каждый тест на оценку от одного до пяти, но теперь ввели систему баллов. Прошел тесты на льду – получаешь определенное количество баллов. Прошел тесты на земле – получаешь еще. И так далее. Баллы суммируются – чтобы пройти отбор, нужно набрать не менее, если не ошибаюсь, 85. У меня – 91. Еще прошел традиционный хоккейный турнир. Я судил финал (улыбается). В этом году снова выиграла та же команда, что и в прошлом.
– В рамках предсезонной подготовки вы провели шесть матчей. Этого достаточно, чтобы восстановить навыки и войти в сезон?
– Да. Более чем.
«Не хочется уходить из КХЛ и опускаться на уровень ниже. Тем более нет гарантий, что потом вернешься»
– Почему стали заниматься хоккеем?
– В хоккей играл мой отец. Выступал за колпинский «Ижорец». Выходил на лед с будущим олимпийским чемпионом, чемпионом мира, обладателем Кубка Стэнли Алексеем Гусаровым. Также его одноклубниками являлись поигравшие в СКА и ставшие тренерами Николай Маслов и Михаил Кравец. Папа и отвел меня в секцию. Мне сразу все понравилось. Тренировал нас легендарный для Питера Вячеслав Васильевич Лавров. Он поставил меня в защиту, где я провел всю карьеру.
– Лавров же погиб?
– Да, в 2000 году около дворца спорта СКА на Ждановской набережной его сбил автомобиль. Вообще команда у нас была очень перспективная. Всех обыгрывали. В КХЛ поиграли Андрей Гаврилов, Денис Пахомов, Алексей Швалев, Пахрудин Гимбатов. А после Лаврова нас короткий промежуток времени тренировал легендарный Николай Георгиевич Пучков – участник первого чемпионата мира для сборной СССР. Запомнились некоторые моменты. Команда стоит в зале, а он говорит: «Упали, отжались». Мы, как обычно, сначала встали на колени, потом приняли стойку. Но тут же прозвучал свисток: «Вы меня не поняли. Упали – в прямом смысле слова». Как оказалось, нужно было плюхнуться на пол с высоты своего роста и начать отжиматься. Еще были всякие интересные упражнения. Например, Николай Георгиевич очень любил резиночки – натянет их более чем в метре от пола и говорит: «Перепрыгивайте». Объяснял, что клюшку нужно заматывать только черной изолентой – белой нельзя. Это чтобы шайба сливалась с крюком, и вратарю было тяжелее. Но Пучков тренировал нас немного. Ему тогда было уже около 70 лет. После него пришел еще один бывший игрок СКА, очень хороший защитник Александр Иванович Малюгин.
– Чем еще запомнились школьные годы?
– Учились в спортивном классе. Иногда обычную школу прогуливали. Приходили пораньше на стадион и играли на бильярде – тогда на первом этаже дворца спорта СКА была большая бильярдная.
– В сезоне 2004/2005 вы сыграли четыре матча за вторую команду СКА. Почему не смогли закрепиться на этом уровне и подняться выше?
– Тяжело сказать. Видимо, не дано. В 2005 году поехал на сборы с питерским «Спартаком», который тогда играл в Высшей лиге. Но главный тренер Михаил Григорьевич Кравец в команду не взял. После этого закончил.
– Тяжело было решиться завершить карьеру?
– Нет. Я понимал, что в хоккее мне ничего не светит.
– Какие сейчас отношения с Кравецом?
– Хорошие. Когда меня видит, улыбается, вспоминает то время. Ничего страшного не произошло. Это – хоккейная жизнь.
– Чем занимались после игровой карьеры?
– Продолжил учебу в университете имени Лесгафта на специалиста по физической культуре и спорту. Мог пойти работать физруком или тренером. Но через два года после ухода из хоккея вернулся в этот вид спорта - пошел судить.
– Как оказались среди арбитров?
– Туда меня привел друг Александр Нестеров. Он закончил с хоккеем чуть раньше меня и сразу стал работать арбитром. А я пришел в судейство в 2007 году. Через полгода уже работал на матчах первой лиги. В 2009-м начал трудиться в «Вышке», а в 2011-м меня взяли в КХЛ.
– В Санкт-Петербурге было много легендарных судей. Кто-то внес вклад в ваше становление?
– Да, конечно. Михаил Львович Галиновский, Виктор Васильевич Якушев давали много советов, делились опытом, показывали, как и что делать на льду, рассказывали, как себя вести в сложных ситуациях.
– В каких играх пригождались их советы?
– Лет пять назад «Нефтехимик» встречался с «Трактором». Кто выигрывает – выходит в плей-офф. Очень сложный матч. Высокий накал, много драк. В конце игры я зафиксировал у нижнекамцев нарушение численного состава, и в итоге они проиграли.
– У каждого судьи есть в запасе интересная история. Что можете рассказать вы?
– Как-то раз после матча в Балашихе стояли всей бригадой, ждали такси. Нам с Сашей Сысуевым нужно было ехать в центр Москвы в отель, а коллегам – на окраину. Сумки у всех одинаковые, лежали на земле рядом. И вот приехали в гостиницу, а у Саши оказался баул Антона Гофмана. Перепутали. Пришлось пользоваться услугами курьера. Это еще хорошо, что были в одном городе, а если бы кто-то улетел, например, на Дальний Восток?
– Многие линейные говорят, что после получения «Золотого свистка» и работы в финале Кубка Гагарина хотят попробовать себя главными. У вас есть и то, и другое. Почему решили всю карьеру провести лайнсменом?
– Привычно, все нравится. Не хочется уходить из КХЛ и опускаться на уровень ниже. Тем более нет гарантий, что потом вернешься.
– К чему еще стремитесь в карьере?
– В любом случае каждый год хочется судить финал Кубка Гагарина. Еще есть цель отработать 1000 матчей. Очень весомая цифра.
– Признание лучшим линейным судьей в 2022 году стало неожиданностью?
– Полной. Да, сезон сложился хорошо, отсудил финал. Однако о «Золотом свистке» даже не думал. Но вдруг позвонили и пригласили на церемонию закрытия сезона. Зачем? Не сказали. Но мне все было понятно и так.
– Оригинал «Золотого свистка» дают на время?
– Да, на лето. Как вернешь, дают копию меньшего размера.
– Что случилось, когда в 2021 году во время игры «Авангард» – «Автомобилист» вы потеряли сознание?
– Сам не знаю. Полная неожиданность. Отвезли в больницу, провели обследование, сказали, что все в норме. Никакого объяснения случившемуся нет.
– Какие задачи ставите на новый сезон?
– Показать высокий уровень судейства, пройти сезон ровно и отработать финал Кубка Гагарина. Конкуренция среди судей растет. Много молодых ребят – здоровые, подтянутые, амбициозные. Так что расслабляться нельзя.
Досье
Юрий Иванов
Родился 8 мая 1987 года в Ленинграде
Карьера арбитра: на матчах КХЛ работает с 2011 года. Всего провел более 700 игр.
Достижения арбитра: лучший линейный судья КХЛ 2022 года.