«Перед тем как приводить в порядок лицо туризма, стоит задуматься о лице самой страны!»
Эта беседа состоялась в конце января, но, увы, не была опубликована, поскольку центр внимания в одночасье был перемещен в сторону распространения корона вируса: ежедневно обновляемая статистика, закрытие границ, карантин, поиски путей решения и выходов из сложившейся ситуации. Вскоре стало понятно, что вирус унес и продолжает не только человеческие жизни, но и рушить экономики, отдельные отрасли, сферы определенных стран.
Многие вопросы, поднятые в этой беседе, продолжают оставаться актуальными по сей день. Может, в сложившейся ситуации, воспользовавшись временным люфтом и «перетасовкой карт», не лишено смысла переосмыслить все и, соответственно, поискать пути новых решений этих проблем?
Беседуем со старшим преподавателем научно-учебного центра «Сервис и туризм» Ереванского государственного лингвистического университета имени В. Брюсова, специалистом по направлениям «Винный туризм» и «Культура вина», председателем Национального центра вина Авагом АРУТЮНЯНОМ.
– С места в карьер: какое лицо сегодня у нашего туризма?
– Тут два аспекта – как представляет туризм государство и как это делают «на местах» непосредственно люди этой сферы. Начнем с первого. Здесь, на мой взгляд, отсутствует самое главное – государственное видение, стратегическая составляющая. Тут может быть несколько путей: государство все силы бросает на развитие туризма, видя в нем основной вектор развития экономики, обогащения страны. Второй путь: развиваем туризм, но не забываем и о других, не менее стратегически важных составляющих, таких как наука, культура, промышленность, энергетика и т.д. И третий – разумный симбиоз первого и второго. На мой взгляд, на сегодняшний день какого-либо намека на оформленный план нет, все пущено на самотек, и туризм «развивается» усилиями активистов – всех, кто учуял в нем неплохой способ быстрого обогащения. И каждый по своему «образу и подобию», в силу своего интеллекта и знаний пытается что-то делать. В итоге мы имеем тот бардак, который сегодня полноправно царит в сфере туризма Армении.
Чем это опасно? Похожая история произошла когда-то в Греции. Все силы были брошены на туризм, а остальное – в последнюю очередь. В итоге страну накрыло мощным кризисом. Но если эта ситуация для Греции была не смертельной, поскольку у нее много верных друзей в системе общей безопасности, то нам, Армении, подобная роскошь недопустима – у нас нет таких влиятельных друзей и исход будет плачевным.
– То есть такими темпами альтернатива – стать «банановой республикой»?
– И даже этого у нас не получится. Мы никогда не станем страной массового туризма – хотя бы по той причине, что у нас нет моря. Мы не курортная страна. То есть к чему приходим? Учитывая и геополитику, и многие другие факторы, невозможно просчитать риски, а, следовательно, нельзя зацикливаться на какой-то одной стезе развития экономики страны.
Рассмотрим на примере винограда. Европа когда-то решила развивать виноделие и стала культивировать сорта винограда для разных предназначений. Есть винные сорта, есть сорта, которые используются в пищу, есть сорта, которые можно долго хранить, и т.д. В итоге сегодня в Европе мощно развито виноградарство и виноделие. Что сделали армяне? Армяне сказали: у нас нет такой возможности «разбрасываться» и… объединили. За много тысячелетий из нескольких сот эндемических сортов были выведены несколько десятков универсальных сортов винограда, пригодных и для вина, и для еды, и для хранения и т.д. И это была гарантия жизни для простого человека: пришли византийцы – делаем вино, накрывает волной ислама – делаем кишмиш, пришли русские – из того же сырья делаем водку. Борьба за существование – форма выживания, а следовательно – такая политика. И где? В сельском хозяйстве.
Необходимо принять «виноградную модель» в государственном масштабе и понять, что, как бы заманчив ни был туризм, категорически важно осознавать и вместе с ним поднимать и науку, и промышленность и многое другое. Иначе придем к полной девальвации ценностей как результату циничной борьбы за выживание в самой сфере туризма и вынужденного удешевления всего того, чем были богаты.
– На данный момент эта «ветвь» развития у нас утеряна?
– Не безвозвратно. На сегодняшний день армянские вина составляют ничтожные доли процента мирового «винного оборота» индустрии. Но вместе с этим Армения – первая в этом списке как колыбель мирового виноградарства и виноделия. Первое место в мире, где виноград и вино стали культивировать, а потом еще и создавать философии, на основе которых возникли позже религиозные течения, мировоззрения и т.д. Посему мы не имеем никакого права близко подходить к списку стран, где бутылка вина стоит один доллар, а килограмм винограда – десять центов. Мы не имеем права становиться страной дешевого туризма! Мы не так богаты, чтобы задешево «продавать» наш «виноград», не имеем права разбазаривать все то, что было дано нам Богом, а затем культивировалось тысячелетиями. Мы не должны терять своей элитарности!
– Но законы рыночной экономики – суровые законы. Останови любого туриста и спроси, чем притягательна Армения, – одним из первых он отметит доступность. Как быть?
– И снова обратимся к «винному» примеру. В мировом виноделии есть такое понятие, как «болгарский синдром». В 90-х, после распада СССР, Болгария со своими изумительными винами осталась не у дел – некуда было поставлять продукцию. И решили так: в Европе бутылка стоит 2-3 доллара, будем продавать свое вино по полдоллара, чтобы быть конкурентоспособными. Поначалу какое-то количество удалось продать, но потом к этой продукции стали мало-помалу относиться с большим недоверием. Как может хорошее вино стоить так дешево? Болгары в панике стали повышать качество, придумывать новые маркетинговые ходы и т.д., но все зря. Болгария вошла в историю как страна дешевого вина. И точка. Вот мы сейчас на краю – нас разделяет самая малость, чтобы навечно стать страной дешевого туризма!
– Ваши ученики – будущие гиды. Те, кто для многих туристов навсегда запомнится как лицо страны. Возвращаюсь к первому вопросу, но уже как бы с другой стороны: каково сегодня лицо нашего туризма?
– Мягко говоря, печальное. Посещая Армению, люди обращаются или в турагентства, или к частным гидам, или к «вольным стрелкам». Во всех случаях опасность недостоверного представления информации весьма велика. И не просто недостоверность, а разнобой. Человек читает о стране одно – здесь узнает совсем другое, и это не просто альтернативная позиция, а результат необразованности, неподготовленности человека на фоне вседозволенности, щедро дарованной государством. В итоге человек уезжает с ощущением, что это страна самовлюбленных людей, уверенных в своей богоизбранности, на деле – неучей, хамов, и с твердым решением сюда не возвращаться.
Что делать? Проявить государственное участие! И начать с обязательного лицензирования и инструктирования всех представителей сферы туризма, кто имеет хоть какой-то контакт с посетителем. Даже деревенский житель, угощающий гостей хашем, должен иметь четкую инструкцию, что и как он должен рассказывать, представляя национальную кухню.
Гиды – все как один! – должны говорить то, что определяет политику государства в целом и относительно той или иной национальной ценности или достопримечательности. Разумеется, каждый гид волен иметь свое мнение, но он обязан представить сначала то, что установлено, а затем при желании – свою, возможно, альтернативную позицию. Как гражданина страны.
И сделать все это очень просто – велосипеда изобретать не надо, все это было в недавнем прошлом удачно придумано и апробировано! – необходимо заново ввести, возродить институт худсоветов. То есть должны собраться специалисты, выработать четкую позицию на тот или иной счет, оформить и дать все это гидам. Ничего сложного.
– Считаете, «инъектирование» худсовета и диктата госидеологии в наше демократическое общество будет безболезненным?
– Армения категорически не имеет права на полную демократию. Маленькие государства выживали всегда исключительно за счет монархии. Надо опираться на монархию – монархия в истории, монархия в культуре, монархия в туризме, монархия в традициях и устоях. То есть нечто целостное, конкретное, четкое, мудрое и отражающее волю государства. Это путь сильных стран, могущественных!
Что такое демократия сегодня? Пройдите по Северному проспекту и площади Республики – посмотрите в лицо Еревана. Нравится оно вам? Эта архитектура, эти непонятные люди и кошмарный мугам, звучащий на каждом шагу на радость разве что щедрым туристам из Ирана и Турции! Вот «демократия» в действии, вот то лицо, которым представляется столица простому обывателю. Так вот, перед тем как приводить в порядок лицо туризма, стоит задуматься о лице самой страны!
Рубен Пашинян