Смотри под ноги! Как люки коммуникаций рассказывают об истории Смоленска
Как правило, мы обращаем внимание на люки коммуникаций, когда возникают проблемы: коммунальщики снова затеяли ремонт, крышку подняла бьющая фонтаном вода или, не дай бог, кто-то провалился в открытый колодец. Но можно посмотреть на них и по-другому: как на достопримечательности. Шутка ли: в Смоленске есть люки, которым 100 и более лет! Нужно ли и можно ли их сохранять?
Как-то раз я проводила экскурсию для одной семьи из Москвы, и они попросили показать им в Смоленске люки связи 30-х гг. Это было довольно давно, и я, честно говоря, была сама еще не очень в теме: я только-только еще начинала интересоваться городскими деталями. Но быстро разобралась и с задачей справилась. Москвичи объяснили мне, что в столице такие раритеты почти уже нигде не встретить: многое заменено на современные аналоги во время замены покрытия дорог. Представьте, люди ехали в наш город, чтобы увидеть не только Успенский собор и крепостную стену, но и люки. Тогда этот запрос был для меня экзотическим, но сейчас все больше и больше появляется истинные ценителей таких неприметных следов старины в городе.
Действительно, гуляя по Смоленску, если внимательно смотреть под ноги, можно заметить много интересного. Так, например, во дворе городской администрации сохранилось два чугунных люка дореволюционной поры.
Канализационный люк c надписью «Думинический завод товарищества Цыплаковых и Лабунского» — не просто крышка смотрового колодца, но еще и реклама производителя. Предприятие, изготавливавшее такие люки, находилось в Калужской губернии. В 1908 г. на международной промышленной выставке в Париже продукция завода даже была удостоена медали. Чугунолитейный завод в это время считался одним из выдающихся предприятий своего региона.
Еще один люк из Думиничей можно найти на Соборном дворе, правда, он основательно изъеден ржавчиной.
Все в том же дворике администрации можно найти и чугунный люк с надписью «К. Зигель». Курт Зигель (уроженец Лейпцига, живший и работавший в Санкт-Петербурге) производил разнообразные изделия из металла: больше всего славилась его сантехника. Однако среди его изделий были и люки.
Об очень важной главе в истории Смоленска рассказывают советские довоенные люки. В это время город активно развивался, ставился на индустриальные рельсы, благоустраивался. В 30-е гг. впервые в нем появляется централизованная система канализации. Ее смотровые колодцы до сих пор во многих местах города закрыты «менажницами». Люк разделен на углубленные четыре части (в них, чтобы на металле не скользили колеса и копыта) должны были помещаться деревянные вставки или заливаться асфальт. На крышке в центре написано «ГК»: городская канализация. Люки городской канализации 30-х гг. лежат около построенного как раз в это время здания Арбитражного суда (бывшей гостиницы «Смоленск»).
Сохранились и люки телефонной сети примерно той же поры. На них помещается эмблема в виде первой телефонной трубки – преобразователя Белла, извергающего молнии. Этот «логотип» изначально принадлежавший Шведско-датско-русское телефонное общество, в годы советской власти был национализирован вместе с телефонной сетью. После 1917 г. телефон перешел в ведение Народного комиссариата почт и телеграфов РСФСР, с 1923 г. — НКПТ СССР, далее – Народного комиссариата связи — НКС (1932-1946), затем и до 1958 г. на люках писали «МС»: Минсвязи.
Круглых люков с надписями «НКС» и «МС» в Смоленске еще довольно много. Например, их можно увидеть по адресам: Ленина, 14 и К. Маркса, 8 (и еще много где).
А вот «НКПТ» — уже большая редкость. Двухстворчатый люк, которому, судя по надписи, 90-100 лет, сохранился на перекрестке ул. Ленина и Глинки, около здания, где располагается контрольный департамент обладминистрации.
К сожалению, очень часто во время ремонта дорог старые люки меняют на новые, современные. Однако хотелось бы, чтобы там, где это возможно, эти «приметы старины» сохраняли.
Меня очень волнует ситуация с двухстворчатым люком связи на пересечении Ленина и Маяковского. Я обратилась в компанию, являющуюся подрядчиком при ремонте на этом перекрестке, с просьбой сохранить этот артефакт. Пока мне пошли на встречу. Рабочие заверили, что осознают ценность этого люка. Они обещали, что поднимут его до нового уровня асфальта и сохранят на прежнем месте. Надеюсь, что ничего не помешает им так и поступить.
Ольга ЕФИМКИНА