Гадания экспертной гущи. Почему в России трудно делать экономический прогноз
Уходящий год оказался совершенно непредсказуемым. Большинство прогнозов экспертов, собранных «АиФ» в прошлом декабре, были ошибочны (более-менее удалось угадать инфляцию). Неплохо себя показали только синоптики.
Какой оказалась инфляция?
По предварительной оценке властей, инфляция по итогам года замедлится до 6%. На такую цифру ещё год назад не рассчитывал ни один из опрошенных нами экспертов. Так что можно констатировать — экономический блок сумел удивить многих.
Один из «народных» инструментов замера инфляции — так называемый «блиндекс», в который входит набор из молока, муки, сливочного масла и других важных продуктов, необходимых для выпечки блинов. Эти продукты покупают все, а значит, и инфляция по ним тоже касается большинства граждан. Он в конце года также продолжает дешеветь. Чтобы испечь десять блинчиков, 15 декабря хозяйке пришлось бы потратить 76,2 рубля (в начале ноября, для сравнения, 76,48 рубля).
Что было сказано:
Доцент факультета экономики РУДН Лазарь Бадалов: «Сильно сомневаюсь, что мы увидим показатели инфляции в 2025 году ниже 6–8%».
Доцент кафедры общественных финансов Финансового университета при правительстве РФ Михаил Дорофеев: «В наступающем году цены подрастут на 8–10%».
Каким был курс рубля?
Среднегодовой курс доллара, по оценке Минэкономразвития, составит 86,1 рубля. Можно констатировать: точную цифру в конце прошлого года не угадал ни один эксперт.
— В 2024 году санкции на основные банки привели к распаду валютного рынка на части, и курс ушёл выше 110 рублей за доллар. Что и стало основой прогнозов прошлого декабря. Потом появились другие схемы, экспортная выручка снова пошла в Россию. И сработала высокая ключевая ставка Центробанка. Сократился импорт, а крупные суммы осели на вкладах с выгодными ставками. В результате рубль стал крепче, чем все ожидали, — считает аналитик-стратег УК «Альфа-Капитал» Александр Джиоев.
Что было сказано:
Директор Высшей школы финансов РЭУ имени Плеханова Константин Ордов: «В начале года курс вполне может быть близок к 110 рублям за доллар».
Исполнительный директор Института экономики роста имени Столыпина Антон Свириденко: «Будет диапазон 97–107 рублей за доллар».
Инвестиционный советник Юлия Кузнецова: «Ожидается курс в пределах 110–120 рублей».
Центр макроэкономического анализа (ЦМА) Альфа-Банка: «Средний курс в 2025 году будет около 105 рублей за доллар».
Какой оказалась стоимость нефти?
По состоянию на 22 декабря нефть стоит 60,9 доллара за баррель. Это меньше, чем надеялись аналитики год назад. Расхождение прогноза с реальностью имеет две причины, объяснил инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:
— Торговые войны, развязанные Трампом по всему миру, стоили нам 1% глобального ВВП. Из-за этого сократилась потребность в энергоносителях, спрос на нефть упал. При этом ещё и страны объединения ОПЕК+, несмотря на низкий спрос, нарастили добычу, увеличив предложение. Дальше строго в соответствии с законом Адама Смита цены на нефть пошли вниз и опустились ниже ожиданий экспертов.
Что будет дальше, пока прогнозировать никто не хочет. Это зависит от многих факторов — в том числе и от ситуации в Венесуэле, на нефть которой нацелился американский президент. Захват военными США нескольких венесуэльских танкеров уже привёл к минимальному, но всё-таки зафиксированному росту цены на нефть. Если же США решатся на крупную военную операцию, то это отразится на всей Южной Америке, и стоимость барреля может измениться непредсказуемо.
Что было сказано:
Завотделом исследования энергетического комплекса мира и России ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин: «Скорее всего, под влиянием разнонаправленных факторов стоимость нефти в 2025 году будет балансировать на уровне 75 долларов за баррель».
Как менялась цена жилья?
По данным «Циан», в среднем в России за год цены на жильё в новостройках выросли на 14%, на вторичном рынке — на 8%. При этом стоимость аренды квартиры увеличилась всего на 1%.
Средняя температура по больнице не вполне точно отражает ситуацию на рынке аренды жилья, считает руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финуниверситета при правительстве России Александр Цыганов:
— Снижение ключевой ставки ЦБ сыграло свою роль в поддержании спроса при сократившемся предложении на рынке. Ситуация в экономике бывает разная, а людям всё равно надо где-то жить: кто-то женится, кто-то разводится... Кроме того, у нас часто недооценивают сберегательную роль недвижимости. С точки зрения инвестирования это не очень удачный вариант: другие инструменты позволяют заработать больше. Но если основная цель — именно сберечь средства, квартиры становятся идеальным инструментом.
Что касается рынка по сдаче и съёму квартир, то, по мнению эксперта, произошло своеобразное расслоение.
— Ставки на квартиры, расположенные менее удачно или в худшем состоянии, действительно снизились, и это повлияло на среднюю стоимость аренды. При этом более престижные и привлекательные варианты ощутимо подорожали. Поэтому прошлогодний прогноз отчасти верен. Точно так же, как и с покупкой квартир.
Что было сказано:
Эксперт рынка недвижимости Олег Бендриков: «Стоимость аренды жилья может вырасти в 2025 году не более чем на 10%».
Гендиректор агентства недвижимости Cosmopolis Finance Дмитрий Шапцев: «Вероятнее всего, к концу 2025 года средняя стоимость на "вторичку" уменьшится максимум на 5–10%, а на новостройки — на 10–15%».
Какой выдалась погода?
Метеорологи в долгосрочном прогнозе на зиму 2024/2025 полагали, что она по всей стране будет теплее привычной климатической нормы. Заметные аномалии предсказывали в Санкт-Петербурге, на Средней и Верхней Волге, в Екатеринбурге. И не ошиблись. Минувшая зима в России действительно стала второй по теплу за всю историю наблюдений.
С весной тоже попали в точку — ждали, что в Центральной России она будет аномально тёплой, но в мае не исключали снегопады. Так и случилось: весна 2025 года заняла 3-е место в рейтинге самых тёплых в истории Москвы, а ближе к лету в центральных регионах кое-где выпал снег.
А вот прогноз на аномальную летнюю жару, которую ожидали от Санкт-Петербурга до Новосибирска, при этом с дефицитом осадков, не оправдался. Лето в Москве было дождливым: в июле выпало 134% от месячной нормы. В Санкт-Петербурге и в Центральной России июнь был существенно прохладнее привычных летних значений. Курортные регионы страдали от отсутствия летнего зноя. Хотя в Сибири и на Дальнем Востоке действительно царила аномальная жара (до +35°C).
Ждали в центре также нехолодную осень — и она вошла в историю как одна из самых тёплых наряду с осенью 2024 года.