Снос, возмутивший Петербург
Жажда наживы в капиталистической реальности ярко противопоставлена сейчас всему, что было построено благодаря планомерному, последовательному и созидательному развитию советского периода. Всё, что было создано руками человека труда и ради общего блага, планомерно уничтожается сейчас с целью урвать кусок пожирнее.
Такой подход очень наглядно продемонстрирован слаженным тандемом чиновников и застройщиков: произошёл очередной позорный снос исторического объекта в Санкт-Петербурге. На этот раз разрушено здание, построенное в период расцвета советской архитектуры и находившееся в хорошем состоянии: в советский период в нём располагался Всесоюзный научно-исследовательский институт целлюлозно-бумажной промышленности (ВНИИБ). 15 защитников здания от сноса были задержаны полицией.
Снос, произошедший 8 и 9 января этого года, стал печальным, но закономерным последствием градостроительной политики петербургских властей последних трёх десятилетий. Суть её проста: застроить все возможные участки города многоэтажными высотными жилыми домами, обезличенными и лишёнными какой-либо архитектурной ценности, но содержащими внутри себя квартиры заоблачной стоимости.
Поскольку свободные «пятна» под застройку в черте города ограничены, застройщики рука об руку с чиновниками (на то она и буржуазная власть, чтобы представлять интересы буржуазии) стали «освобождать» несущую потенциальную прибыль землю от неудобного наследия прошлого.
«Правда» неоднократно обращалась на своих страницах к этой проблеме, разоблачая происходящее и подчёркивая недопустимость подобной варварской практики. Так, в номере №24 (30956) от 6—11 марта 2020 года «Под угрозой уничтожения» появился, современным языком выражаясь, новый «тренд»: под снос намереваются пустить те здания, которые построены в середине 50-х годов ХХ века.
Среди них постройки совершенно различного назначения. Так, был уничтожен СКК «Петровский» — советский спортивно-концертный комплекс. Он подвергся варварскому, безграмотному, наспех организованному демонтажу, закончившемуся обрушением и гибелью молодого рабочего Матвея Кучерова («Трагическая смерть рабочего», «Правда», №11 (30943) от 4—5 февраля 2020 года).
Не обошлось без последствий и при сносе ВНИИБ. По словам очевидцев, во время работ перевернулся экскаватор, машину засыпало кирпичами и строительным мусором. О пострадавших в результате обрушения не сообщалось. Однако жители соседних домов опубликовали видео, на котором показано, как оператор другого экскаватора пытается откопать тот экскаватор, который оказался под обломками здания.
Пострадали и активисты, пытавшиеся предотвратить снос ВНИИБ. Напомним, что он начался утром 8 января. На месте собралась толпа недовольных горожан, которая прорвалась за ограждения и пыталась физически помешать работе техники. Сначала это привело к приостановке демонтажа, но потом он продолжился в присутствии людей в непосредственной близости от места сноса, что, конечно, повлекло угрозу их безопасности. Их выводили и выносили охранники и полиция.
Среди защитников здания 15 человек были задержаны сотрудниками полиции. На них составили административные протоколы по статье 20.2.2 КоАП РФ («Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлёкших нарушение общественного порядка»). В отношении одного из задержанных рассматривался вопрос о возбуждении уголовного дела за хулиганство «с применением оружия»: предположительно он распылил перцовый баллончик в лицо охраннику. Днём 9 января МВД сообщило о возбуждении уголовного дела. Как отмечает градозащитное сообщество «Живой город», среди задержанных есть 76-летний активист, который боролся за сохранение ВНИИБ не один год, а также участник СВО и многодетная мама.
За последние несколько лет камнем преткновения стала процедура признания здания объектом культурного наследия. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП) отклоняет более 90% поданных заявок, включая те, которые подготовлены аттестованными экспертами. В 1990-е здание ВНИИБ перешло в частные руки, в нём был бизнес-центр. О сносе речь зашла в 2019 году. Тогда градозащитники добились остановки сноса. Но присвоить охранный статус объекту не удалось.
Несколько лет шли суды, в которых пытались оспорить отказ КГИОП в признании здания ВНИИБ памятником. Параллельно застройщик судился за право начать снос и новое строительство на своём участке. В конце 2025 года в Смольный поступило несколько обращений с просьбой признать здание объектом культурного наследия.
На момент сноса здания на рассмотрении КГИОП оставалась ещё одна заявка на признание ВНИИБ памятником. Здание было включено в список объектов с признаками объекта культурного наследия, поэтому по регламенту его снос не предполагался. Когда начался демонтаж, КГИОП обратился в полицию, увидев в действиях бизнеса признаки нарушения закона. Однако среди задержанных 8 января оказались только защитники здания. Никто из привлечённых к его сносу, по имеющейся информации, задержан не был, как и его организаторы.
Ранее неравнодушные граждане объединились в группу, которая последовательно защищала здание медсанчасти №1 завода им. М.И. Калинина и выступала за передачу этого комплекса зданий (так же, как и ВНИИБ, построенного в 1950-е годы) государственному медицинскому учреждению, столь необходимому в стремительно растущем жилом районе. Однако власти последовательно препятствовали стремлению активистов привлечь внимание к проблеме и сохранить неповторимый облик родного района.
Здание медсанчасти №1 завода им. М.И. Калинина удалось сохранить усилиями активистов, объединившихся для защиты комплекса и добившихся для него охранного статуса.
К сожалению, ВНИИБ отстоять не удалось. Застройщик ранее сообщал, что планирует возвести на его месте жилой комплекс бизнес-класса.
Но и сейчас у неравнодушных граждан есть понимание, что борьба не закончена и виновные в сносе должны понести ответственность. После обращения горожан председатель Следственного комитета А. Бастрыкин поручил и.о. руководителя Главного следственного управления СК России по Санкт-Петербургу представить доклад по ситуации, принятым процессуальным решениям, дав правовую оценку всем обстоятельствам произошедшего. В ведомстве напомнили, что после прошлого обострения ситуации вокруг здания ВНИИБ было возбуждено уголовное дело сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса: «Фальсификация доказательств», «Заведомо ложные показания», «Неисполнение решения суда» и «Превышение должностных полномочий».
Ольга ЯКОВЕНКО
Источник: «Правда»