Сценарий телесериала о бывшей столице советской химии московского писателя Максима Милованова занял вторую премию IX Международного Русского кинофестиваля
Детективный сериал, который получил название «Город Дзержинск, с элементами утопии в стиле «Твин Пикс» Дэвида Линча и «Города Зеро» Карена Шахназарова по замыслу автора призван показать городскую поведенческую модель общества альтернативного обществу потребления.
«Репортер» взял небольшое интервью у Максима Милованова, который, как выяснилось, родился и вырос в Дзержинске.
Мир гуманизма и добра в одном отдельно взятом городе Дзержинске
– Когда и почему вы решили написать сценарий телесериала «Город Дзержинск»?
– Ничто так не сподвигает к творчеству, как заказ! Прекрасно помню день, когда родилась идея: 11 ноября 2023 года в Москве, в «Доме кино» на церемонии закрытия VII Международного Русского кинофестиваля. Тогда, два года назад, премию получил не «Город Дзержинск», а другой мой сценарий к фильму – «Ростовщики».
На подведении итогов жюри кинофестиваля посетовало, что несмотря на неплохие сценарии по-прежнему нет такого, который бы полностью соответствовал главной теме кинофестиваля – визуализации положительного образа будущего России и Русского мира. В качестве ярких примеров упоминались «Туманность Андромеды» Ефремова и «Полдень, XXII век» Стругацких.
«Заказ», согласитесь, интереснейший. Не столько кинематографический, сколько социальный, мировоззренческий. Идея так сильно прижилась в голове, наверное, и оттого, что помимо написания книг и сценариев, моим ремеслом являются политические технологии. В силу этой профессии, бываю на множестве круглых столов и совещаний, где часто слышу, о скрепах, русской идее, о нашем особом пути, который, конечно же, должен отличаться от мира дикого капитализма, иметь «человеческое лицо». А потом совещания заканчиваются, все расходятся по домам, тонут в рутине и ничего не происходит.
Удивительно, но реальные действия в попытке хоть как-то визуализировать такое понятие, как Русский мир я обнаружил впервые на Международном Русском кинофестивале, где главная сценарная номинация так и называется «Русский мир – образ будущего».
Вот она – до гениальности простая форма социального заказа! В 2025 году я представил там свое видение образа будущего – сценарий описывающий мир гуманизма и добра в одном отдельно взятом городе Дзержинске и получил за это награду.
- Максим Милованов родился 10 марта 1969 года в Дзержинске, где проживал до восемнадцати лет.
- Первый писательский успех пришел к нему в начале двухтысячных с романом «Рынок тщеславия» изданным издательством «Вагриус» и завоевавшим престижную литературную премию «Жизнь состоявшихся людей».
- В романе легко узнать героев, антигероев, локации и события Дзержинска, Нижнего Новгорода, Москвы. Из одиннадцати книг автора, действия трех из них разворачиваются в Дзержинске и Нижегородской области.
– А почему Дзержинск стал городом, в котором происходят действия сериала?
– Такое могло случиться только в Дзержинске! Город Дзержинск – единственное место на земле, где могут и должны происходить те самые события, что описаны в сериале. Дзержинск моя Родина, где прошло детство и юность. Именно в Дзержинске, гуляя по центральной площади у памятника «Железному Феликсу» (кстати, одному из персонажей сериала) я часто мечтал о будущем. И это будущее точно не называлось капитализм.
Вряд ли это был и социализм, в том виде, в котором он существовал на тот момент. Мне кажется, что в 1993 году, после того, как танки расстреляли парламент, мы свернули немного не туда, увлеклись не самой лучшей разновидностью капитализма, выбрав цены, вместо ценностей.
Моя киноутопия, по стилю напоминающая «Город Зеро» Карена Шахназарова и «Твин Пикс» Дэвида Линча, призвана показать иную возможную реальность – городскую поведенческую модель общества, отличную от общества потребления.
Столетие Дзержинска – прекрасный повод, чтобы воплотить идею в жизнь.
Экранизация более чем реальна
– Каковы перспективы экранизации? Сколько предполагается серий?
– Первый сезон – 8 серий. Экранизация более чем реальна. Есть заинтересованность крупного медиахолдинга, работающего с двумя телеканалами и ведущими стриминговыми площадками.
Есть и поддержка изнутри, из Дзержинска. Некоторые «отцы города» готовы поддержать производство сериала, а есть и такие, которые отважились стать прототипами героев. Случилось это так. В прошлом году я приезжал в Дзержинск на любопытное мероприятие, нечто вроде «тайной вечери» – неформального мозгового штурма на тему столетия Дзержинска, которое будет отмечаться через пять лет.
Обсуждение шло в самых жарких тонах и красках. Доминировала точка зрения, что со столетием все ясно: мол, как скажут из областного центра, так и будет. Но были и иные мнения. Предлагалось разное, но все из разряда: «100 городских фонтанов плюс 100 городских дорог».
Вдруг один очень уважаемый горожанин сказал, что все это уже было. Пора сделать нечто выходящее за рамки. Нечто, что сделало бы Дзержинск модным и узнаваемым не только в стране, но и в мире. Юбилею нужна какая-то яркая, нетривиальная идея.
И тогда я предложил идею сериала про Дзержинск. Но не в форме отчета о проделанной работе, не в виде открытки о достижениях химической промышленности, а нечто иное, мировоззренческое. Рассказал о безуспешных пока попытках кинематографа визуализировать русскую идею. Предложил дать той идее дзержинскую прописку. Обсуждение было пламенным, резюме таким – «Железный Феликс» всем нам в помощь, надо попробовать и сделать первый шаг.
Второй приз за лучший сценарий IX Международного Русского кинофестиваля и есть тот самый первый шаг, ну и одновременно – некий проверочный тест на качество материала, оценка от профессионального сообщества. Верю, что и далее все сложится удачно...
Фабула сценария сериала «Город Дзержинск»
В город Дзержинск из Москвы прибывает следователь по особо важным делам Анатолий Панфилов. Он родился в Дзержинске, в юности перебрался в столицу, сделав там успешную карьеру. В город детства следователь приезжает по смешному вроде бы поводу: с центральной площади Дзержинска исчезает «Железный Феликс» – многотонный памятник Дзержинскому.
Расследуя данное и прочие городские «преступления», следователь вдруг понимает, что имеет дело вовсе не с преступлениями, а со звеньями какого-то загадочного ритуала имеющего абсолютно не криминальный подтекст. Памятник Дзержинскому вскоре возвращается на привычное место, при этом выясняется, что он не такой уж и памятник. «Железный Феликс» оказывается «живее всех живых». И вообще Дзержинск живет какой-то странной жизнью, совершенно не похожей на ту, которой живут люди за его пределами.
Общественный строй Дзержинска – не капитализм, не анархия, не социализм. Это симбиоз социальных норм и принципов, которые внешние аналитики называют по-разному: кто-то странным утопическим экспериментом, кто-то внезапно наступившим коммунизмом, кто-то новым Русским миром. Это мир без коррупции, воровства и насилия, где нет денег, банков, безработицы, в магазинах все бесплатно, а расследуемые Панфиловым «преступления» на поверку оказываются образцом человеколюбия и гуманности.
Любой гость города, пройдя мгновенный тест в «режиме одного окна» (рукопожатием единственного городского чиновника в единственном окне администрации), может стать жителем Дзержинска. После этого – у него нет больше финансовых проблем, борьбы за выживание, конкуренции, всех этих битв ради «успешного успеха». Словно в какой-то утопии, в городе правят лишь творчество и любовь. А любые попытки извне повлиять на уклад дзержинцев проваливаются. Население Дзержинска растет, влияние дзержинского мировоззрения на окружающий мир увеличивается, границы города расширяются.
В «центрах принятия решений» уверены, что основой странного городского уклада является авария на секретном химическом заводе. Испуганные капиталисты полагают, что во всем виновата секретная химическая формула, вырвавшаяся с одного из заводов еще в эпоху СССР. Формула подавляет гены алчности, развивая лишь человеколюбие и доброту. Следователь Панфилов должен с этим разобраться или город будет уничтожен...
Нужны свои «русские правила игры»
– Как вы считаете, можно ли воплотить в жизнь хотя бы какую-то часть этой утопии, или это только красивая сказка?
– Можно! Почему так уверенно об этом говорю? Да потому, что собственными глазами увидел следующее: в госструктурах существует понимание, что играя по чужим правилам, на чужом поле, с чужими судьями, чужим футбольным мячом – всегда будешь в проигрыше. Англо-саксонскую модель, основанную на потреблении и ссудном проценте, так не переиграть.
Нужны свои «русские правила игры». Оказалось, что в стране есть серьезные люди и организации, которые профессионально занимаются созданием подобных правил, планированием будущего.
Важная деталь – сценарий сериала «Город Дзержинск» получил награду IX Международного Русского кинофестиваля из рук Андрея Владимировича Щербакова, члена жюри кинофестиваля, одновременно директора Института социально-экономического прогнозирования имени Менделеева. Институт этот далек от кинематографа. Он занимается математическим моделированием социально-экономических процессов в стране и мире. То есть новые сценарии будущего, к счастью, сейчас нужны не только киноиндустрии. Во главе угла наконец-то она – идеология!
Визуализация – единственная форма реализации! Если мы не способны представить, как внешне выглядит то общество, тот Русский мир, который хотим построить – мы его точно не построим. Нужен визуальный образ.
Тот образ будущего, который нам рисует современный мировой кинематограф не подходит. Там сплошной космический постапокалипсис. Проблемы капитализма просто перенесены в космос. Вместо Рэмбо с пулеметом, енот с бластером. Вместо схватки на заброшенном заводе и сумки с деньгами – схватка на звездолете и чип с криптовалютой. Все это зрелищно, но это точно не то будущее, в котором нормальному человеку хочется жить. Моя задумка в том, чтобы на вопрос: «Что такое Русский мир?» люди отвечали: «Город Дзержинск».
Дзержинск суровый, но не злой
– Каким вам запомнился Дзержинск вашего детства? Есть ли у вас родственники в нашем городе? Как часто вы бываете в Дзержинске сейчас? Какие впечатления производит на вас нынешний город?
– Дзержинск детства запомнился настолько светлым, что именно в нем я решил поселить свою добрую утопию. В связи с этим несложно догадаться, что жил я ребенком, купающимся в любви. Мы с мамой часто гуляли по центру города. Любимый маршрут – мимо кинотеатра «Ударник», по парковой аллее до Драмтеатра (ныне Театр кукол).
Мама какое-то время служила в театре администратором. Была тем самым сияющим лучиком, что встречал людей перед спектаклями.
Гуляя мы обязательно заходили в кулинарию на Парковой аллее, где продавались самые вкусные на свете пирожные «Трубочка». Жили мы сначала в доме номер один на центральной площади, затем переехали в район у Северных ворот. Там в седьмой школе я хорошо писал сочинения. Учитель литературы Алла Евгеньевна еще тогда пророчила писательское будущее, но я не верил, смеялся...
К сожалению, все кого я любил в детстве сейчас уже на городском кладбище. Но остались родственники и друзья. Встречаемся нечасто, так как – Москва, суета, текучка... Приезжаю редко, зато метко: часто прямо в гущу каких-то событий – в избирательную кампанию или в эпицентр разборок хозяйствующих субъектов. Почему-то дзержинские «хозяйствующие субъекты» очень любят друг с другом поразбираться. Но через какое-то время глядишь – у них опять дружба. И это здорово! Наверное, это и есть самая емкая характеристика городского уклада.
Есть у Дзержинска одна особенность – он суровый, но не злой! Прямо как тот, в честь кого он назван. Поэтому мой сценарий именно о нем – о любимом городе, о его железном символе, о прекрасных людях...
Кстати, 9 октября в 15.00 в Дзержинске в Доме книги будет встреча с читателями. Пока они тему назвали так: «Разговоры о будущем». Приходите, друзей приводите, если будет время и желание. Я там книжки буду раздавать в подарок (не продавать – раздавать). Все в соответствии с мировоззрением, описанным в сценарии.
Наталья ПАНКРАТОВА.
Фото: Ольга Ведерникова.