Несдержанный фон: Запад подрывает систему безопасности в АТР
В Австралии и на Тайване сейчас идут масштабные военные учения, цель которых — подготовка к будущему конфликту. Запад фрагментирует пространство АТР, создавая мелкие альянсы, которые не позволят выстроить единую систему безопасности в регионе, заявил «Известиям» замглавы МИД РФ Андрей Руденко. Страны Запада последовательно усиливают свое присутствие в регионе, а наиболее вероятные точки будущих конфликтов — Тайвань и Корейский полуостров, считают эксперты. Россия же предлагает создать единую систему евразийской безопасности и не допускать провокаций. О расстановке сил в АТР — в материале «Известий».
В АТР проходят масштабные учения
Армия США провела испытания ракетной системы Typhon в Австралии. Это первая подобная апробация за пределами территории США и второе развертывание системы Typhon в АТР после Филиппин. Дальность полета ракет SM-6, которые используются в этой системе, составляет около 500 км. Кроме того, 14 июля в Австралии провели первый запуск системы HIMARS.
Ракетные запуски — часть масштабных учений Talisman Sabre 2025, которые стартовали в Австралии. В них примут участие более 35 тыс. военнослужащих из 19 стран. Список участников внушителен: военные из США, Великобритании, Канады, Франции, Германии, Индии, Индонезии, Японии, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Филиппин, Южной Кореи, Сингапура, Таиланда, Папуа – Новой Гвинеи, Тонги и Фиджи. В качестве наблюдателей присутствуют представители Малайзии и Вьетнама. Маневры продлятся три недели, причем не только на австралийской территории, но и в Папуа – Новой Гвинее.
Учения Talisman Sabre проводятся уже в 11-й раз, они стартовали в 2005-м. Главная особенность маневров этого года в том, что к ним впервые присоединилась Индия, и теперь все члены QUAD — диалога по безопасности между США, Индией, Японией и Австралией — принимают в них участие. Кроме того, расширился список сфер, в которых отрабатывается взаимодействие: не только на море, суше и в воздухе, но и в киберпространстве. В программе учений прямо сказано, что их цель — «подготовка к потенциальному конфликту».
Запад ведет политику фрагментации АТР вместо создания единой системы безопасности, создавая мелкие блоки узкого состава, заявил «Известиям» замглавы МИД РФ Андрей Руденко.
— Это одно из проявлений политики в рамках индо-тихоокеанской стратегии, когда вместо единой системы безопасности создаются мелкие блоки узкого состава. Как нам представляется, они работают на фрагментацию единого пространства АСЕАН, единого пространства АТР. Именно это пространство способствовало нынешнему экономическому и социальному процветанию этих стран, — рассказал дипломат, отвечая на вопрос «Известий».
В последние годы Запад резко увеличил уровень своего внимания к региону и занялся строительством военных альянсов. В 2021-м Австралия, США и Великобритания заключили соглашение о военном сотрудничестве, которое получило название AUKUS. По договору Лондон и Вашингтон должны помочь Австралии создать флот атомных субмарин.
Параллельно с США свою военно-политическую активность развивает Евросоюз. Премьер-министр Австралии Энтони Альбанезе встретился с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен и председателем Евросовета Антониу Коштой во время саммита G7 в Канаде в июне. Стороны договорились начать предметные переговоры о партнерстве в области безопасности. Главные сферы сотрудничества в проекте будущего соглашения — оборонная промышленность, кибербезопасность и борьба с терроризмом. В ноябре 2024-го Брюссель договорился об аналогичном партнерстве с Японией и Южной Кореей.
Продолжает развиваться и QUAD: с 2021-го лидеры США, Японии, Индии и Австралии проводят периодические саммиты, тем самым двигаясь в сторону официального оформления союза. В 2022-м была создана группа Partners in the Blue Pacific. В нее вошли США, Япония, Новая Зеландия, Австралия и Великобритания. Задача группы — укреплять связи с островными государствами Тихого океана, где расположены военные базы США. В перспективе к AUKUS и QUAD могут присоединиться и другие страны региона — Канада и Новая Зеландия.
Вашингтон таким образом пытается перетянуть на свою сторону еще больше союзников и партнеров в АТР, прежде всего Филиппины, Индию, Южную Корею и Японию, сказал «Известиям» заместитель директора ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Александр Королев.
— Сюда же можно отнести активизацию по линии AUKUS и фактическое подключение к этой инициативе Филиппин и Южной Кореи. США это делают для сдерживания Китая. Таким образом они посылают сигнал прежде всего Пекину, что в случае его милитаризации в районе Тайваньского пролива США будут готовы военно-политическим путем сдерживать КНР, — подчеркнул эксперт.
Точки потенциального риска в Азии
Важно, что создаваемые партнерства не только сотрудничают в сфере обороны, но и наращивают военную мощь. Так, участники AUKUS совместно разрабатывают ударную подлодку SSN-AUKUS с использованием американских технологий. На вооружение она должна поступить в начале 2040-х. США также обязались продать Австралии до пяти подводных лодок класса Virginia начиная с 2032 года. Сейчас в Вашингтоне заняты пересмотром условий этого соглашения из-за того, что подлодки пригодятся армии США для защиты Тайваня. Напомним, что КНР считает его своей территорией, но он не находится под полным контролем Пекина.
На острове также проходят нетипично масштабные учения «Ханьгуан»: они стартовали 9 июля и продлятся десять дней, хотя ранее занимали не больше пяти. К маневрам привлечено рекордное число участников: к регулярным войскам присоединится более 22 тыс. резервистов. Примечательна и легенда учений: сначала Тайвань подвергается кибератакам и экономической блокаде, а затем местные силы должны отразить атаку десанта НОАК. Власти острова даже указывают на 2027 год как на наиболее вероятный срок.
Между тем Вашингтон стремится привлечь к вопросу Тайваня своих союзников. По данным газеты Financial Times, США оказывают давление на Японию и Австралию, требуя определиться с ролью в возможном военном конфликте вокруг Тайваня. Замминистра обороны США Элбридж Колби призвал союзников к увеличению оборонных бюджетов и пересмотру приоритетов, что, по данным FT, привело к отмене встречи представителей США и Японии.
НАТО создает в регионах Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии альянсы «с ядерной начинкой», заявил ранее глава МИД РФ Сергей Лавров. Он отметил, что это сопровождается продвижением инфраструктуры НАТО на восток, в том числе в таких опасных формах, как передача Филиппинам ракет средней и меньшей дальности в наземном исполнении, которые были раньше запрещены российско-американским договором.
Риски дестабилизации ситуации в АТР растут с каждым годом. Александр Королев выделил две точки потенциального риска: Тайваньский пролив, где Китай усиливает свое военное присутствие, и Южно-Китайское море.
— Активно США вовлекают в конфликт в Южно-Китайском море даже участников, которые не имеют прямого отношения и территориальных претензий. Например, Индонезия, Вьетнам и Малайзия. Также американцы размещают свои вооружения на Филиппинах, продлевают соглашение о размещении военных баз. Всё это свидетельствует о том, что Южно-Китайское море становится еще более активной зоной противодействия США и Китая, — резюмировал политолог.
Еще одна потенциально опасная точка — Корейский полуостров. Во время визита в КНДР 11–13 июля Сергей Лавров указал, что США вместе с Японией и Южной Кореей проводят у границ КНДР масштабные военные учения, в том числе с ядерным компонентом. Россия будет всеми силами способствовать обеспечению законных прав союзника и недопущению провокаций, которые могут плохо кончиться, указал министр. Кроме того, Москва последовательно выступает за формирование неделимой системы евразийской безопасности.