Как выполнить поставленные Президентом России задачи?
За разъяснениями Дмитрий Киселев обратился к предпринимателю, многодетному отцу, который не понаслышке знает, что такое экономика и многодетная семья в условиях современной России. Андрей Павлов основал одну из крупнейших отечественных компаний по продаже обуви и который год предлагает пути повышения благосостояния российских граждан, роста ВВП и рождаемости.
На фото слева направо: Дмитрий Киселев, Андрей Павлов
— Здравствуйте, Андрей Васильевич! Как Вы оцениваете новое послание Президента Федеральному собранию? Отличается ли оно от предыдущих? Действительно ли оно приведет к экономическому чуду?
— Добрый день. Безусловно это послание отличается от предыдущих. За уже привычными нацпроектами, маткапиталом, льготной ипотекой, увеличением МРОТ и списанием долгов регионов показалась новая стратегия развития России. Причем с более четким финансовым планом на ближайшие 6 лет. Раньше такого не было, текущая сложнейшая геополитическая ситуация заставляет принимать важные решения. В целом выполнение этих инициатив должно привести к значительным улучшениям во всех сферах жизни внутри страны. Главное, чтобы эти планы не остались на бумаге. Ведь исполнительская дисциплина и замыливание реальных проблем стало национальным видом спорта для нерадивых чиновников.
— Вы могли бы рассказать, каким образом можно достигнуть результатов задач, поставленных Президентом России? И какова главная цель этого развития?
— На мой взгляд, главная цель государства после обеспечения безопасности страны и граждан состоит в том, чтобы добиться реального роста ВВП и располагаемых доходов населения. Ведь именно рост ВВП отражает реальное состояние экономики. В прошлом году он вырос на 3,6%. Я пока не готов подробно комментировать, за счет чего это произошло. Основные драйверы — это работа ВПК и увеличение государственных расходов, что конечно вызвало высокий уровень потребительской инфляции. Но, чтобы вы понимали, за последние десятилетия средний рост ВВП России был практически нулевым. Поэтому перед Правительством я бы поставил задачу роста ВВП не менее 7% в год. Жестко бы требовал выполнения этих цифр с министерств и ведомств, от полпредов и глав регионов.
— Это вообще реально в текущих условиях беспроцентного санкционного давления и СВО?
— Да, этого можно достичь за счет наращивания производства внутри страны и декриминализации российской экономики. То есть реально менять структуру экономики, а не раздувать избыточную конкуренцию в торговле и услугах. По разным оценкам доля теневой экономики у нас составляет 20-25%. Исследования прошлого года показали, что каждый пятый житель России состоит в неформальных трудовых отношениях. Триллионы рублей не попадают в бюджет страны из-за того, что в микро- и малом бизнесе платят зарплаты в районе МРОТ, а основную часть заработка выдают в конвертах. Самозанятые даже при минимальной планке налога 4% не показали и 20% своей выручки, оказывая услуги физическим лицам. Также у нас большие потоки контрабанды. В обувном бизнесе и вообще на рынке фэшн-ритейла я вижу их в открытом доступе.
Конечно, мы прекрасно понимаем, что искоренить теневую экономику невозможно. Это не удалось сделать ни в одной стране мира. Но снизить ее долю до 10% за ближайшие 6 лет вполне реально. И это бы я назвал еще одной целью экономического и силового блока Правительства на грядущий электоральный цикл.
Кстати, повышение МРОТ произойдет как раз и за счет декриминализации экономики. Президент предложил повысить его до 35 тысяч рублей. Считаю, что к 2030 году с учетом инфляции МРОТ может быть повышен и до 50 тысяч. А достаточно высокой инфляции в ближайшие годы нам трудно избежать.
— То есть до 2030 года рост ВВП России должен быть 7% в год, а доля теневой экономики должна снизиться до 10%. И это будет означать, что мы движемся в верном направлении?
— Да. Я бы еще добавил сюда увеличение количества компаний среднего бизнеса с сегодняшних 18 тысяч до 50 тысяч и рост количества занятых в среднем бизнесе с меньше, чем 2-х миллионов до 5 миллионов. Именно развитый средний бизнес является одним из важнейших индикаторов экономического роста и процветания страны.
Сюда же следует добавить рост малого бизнеса с 210 тысяч компаний до 300 тысяч. А то у нас сегодня МСП растет за счет предприятий микро-бизнеса и самозанятых. Повторюсь, это и есть подход замыливания проблем. Когда в одну телегу впрягли коня (средний бизнес) и трепетную лань (самозанятых). В итоге количество занятых в МСП за последние 5 лет выросло с 18 млн до 30 млн, а выручка с примерно 18.8 трлн до 25.8 трлн рублей. Только не забываем про инфляцию 40,8% за эти 5 лет. Не надо быть гуру экономики чтобы видеть реальное снижение выручки. В это время чиновники с гордостью заявляют о росте государственных заказов у МСП, по-моему, за 2023 год сумма около 8 трлн.
— Владимир Владимирович объявил амнистию для некрупных компаний, которые были вынуждены при фактическом росте бизнеса заниматься его дроблением. И даже обвинил государство в таком поведении компаний. Как бы вы решили эту наболевшую проблему?
— Примечательно, что за день до выступления нашего Президента замглавы ФНС Дмитрий Станиславович Сатин заявил, что четкое обозначение в Налоговом Кодексе такого понятия, как «дробление бизнеса», излишне и даже вредно для определенности налогоплательщика. Но, если разобраться, это вредно только тем, кто хочет иметь рычаги коррупционного давления на бизнес. Легальному бизнесу как раз выгодно иметь четкие правила игры. Для предотвращения случаев с дроблением бизнеса нужна налоговая реформа. Если ФНС России за 10 лет не смогло сформулировать четкие критерии, то необходимо спросить с ответственных за это лиц в рамках уголовного дела. Мне позвонило много друзей со словами, что скоро наша 7-летняя война с ФНС по вымышленному ими дроблению закончится. Вот только мне амнистия не нужна. Мы ждём законного решения ЦА ФНС и судов. Ведь незаконные решения в нашей ситуации порождают целую цепочку новых обстоятельств, где группа мошенников из сотрудников ФНС будет и дальше глумиться над здравым смыслом и позорить разные государственные органы. В первую очередь, конечно, налоговую службу. А мы по китайской мудрости будем ждать ещё 2–3 года, пока труп врага не проплывет мимо по реке…
— Какие первые шаги Вы бы предприняли в этом направлении?
— В первую очередь я бы ввёл единую ставку по социальным налогам в 12% и убрал все льготы, кроме свободных экономических зон со ставкой 7,6%. Это привело бы к повышению зарплат и декриминализации трудовых отношений. Ведь, как известно, теневой бизнес в первую очередь пляшет от их криминализации. Если вы платите зарплату в конверте, то у вас можно найти и другие нарушения. Такие, как сокрытие выручки, обналичивание средств и тому подобное. Также работодатель испытывает постоянный внутренний страх от возможного давления на них сотрудников.
Ввёл бы запрет работы самозанятых с ИП и ООО. При снижении соц. налогов в тень практически никто не уйдёт. Пора возвращать нормальные трудовые отношения и пресекать их подменой самозанятости, оформлением сотрудника как ИП или вообще работой без оформления. Сделать нормальные налоговые ставки для производственных предприятий, и не надо будет создавать массово различные ТОРы или СЭЗы.
Я приводил пример предприятий легкой промышленности, в которых работает большое количество женщин. Они завязаны ещё и на детские садики, школы, больницы. Поэтому предприятия работали рядом с социальной инфраструктурой, чтобы мама могла спокойно забрать ребёнка. Чем ближе школа, работа и дом, тем легче логистика. А у нас ради налоговых льгот предлагают переезжать в загородные поля.
Почему кафе, ресторан, салон красоты и ритейл имеют максимальные льготы в любой точке страны, и в Москве, и в Богом забытом региональном посёлке? При этом производителей мы определяем в зоны с большим количеством различных согласований.
В целом тут важно понимать, кто будет ответственный за налоговую реформу. Насколько я знаю, это хотят оставить в руках тех, кто больше 10 лет убивал инвестиционный и деловой климат в стране, кроя налоговое законодательство под возможность давления на бизнес.
— НДС в России тоже высокий. С ним что делать?
— Да, вторым шагом я бы снизил НДС по китайскому варианту. То есть сделал бы общую ставку 12%, для малого бизнеса 3–5% без права зачета входящего НДС. Тогда предприниматели на льготных режимах налогообложения, и, к примеру в сфере общепита с выручкой до 2-х миллиардов рублей и нулевой ставкой, могли бы платить минимальный НДС в региональные бюджеты. Таким образом у региональных властей и налоговых служб появился бы огромный стимул для «обеления» экономики.
Могу вернуться в историю появления НДС в России. Его принесли в нашу экономику ваши американские консультанты. Как сказал в одном из интервью Президент Путин, «агентами западных разведок в 90-х годах были заполнены кабинеты и коридоры «Дома Правительства"».
1 января 1992 года ввели НДС со ставкой 28%. Разумеется, одномоментно экономика начала валиться в криминальное поле. Расцвёл бандитизм, рэкет, крышевание. Были созданы условия невозможности соблюдения законов, следовательно изменились и «контрольно-счётные» органы.
Президент также много раз за последние годы говорил, что его нагло и цинично обманывали западные партнёры. Бывшие лидеры западных стран это и не скрывают, говоря открыто что, например, «Минские соглашения» выполнять не собирались, а выигрывали время для подготовки к войне.
И тут возникает серия вопросов.
А кто вводит в заблуждение главу государства внутри страны? Кто совершал одну за другой диверсии в экономике через изменения налогового законодательства?
Кто повысил НДС с 18% до 20%, а в это же время в Китае опустили с 16% до 13%?
Кто придумал схему с самозанятыми, снизив им налоги до смешных 4%–6% и сломав рынок труда, внеся тем самым очередную волну хаоса?
Кто поставил целью максимально криминализировать бизнес и увеличить в разы административную нагрузку, но при этом лживо декларировать из каждого утюга обратное? Мы же видим, что при снижении количества проверок, в 2023 году выросло число уголовных дел против бизнеса на 15%.
Кто не может уже 10 лет выработать простые критерии для «дробления бизнеса»?
— В таком случае не упадут ли сборы НДС в бюджет?
— У нас любят этим пугать. Повторюсь, в 1992 году тоже стояла благая цель наполнения бюджета, а получили обратный эффект. Но в случае с НДС такого не будет. Наоборот, коррупционные действия с этим налогом резко уменьшатся. Как и уменьшатся зачеты НДС, так как компании, работающие с нулевым и 10% НДС не смогут брать зачет 20% НДС.
В итоге поступления в бюджет увеличатся, в том числе за счет обеления экономики. От этого выиграет не только бюджет, но и легальный бизнес, который сможет конкурировать с теневым. В частности, больше товара для российского рынка будет растаможиваться в России, а не в странах-партнерах по Таможенному союзу, где НДС как раз 12%. Разница в стоимости товара 8%, не считая возможности занижения инвойса и огромного количества схем по выводу денег из страны, может быть всей прибылью компании.
Для примера можно взять опыт Узбекистана, где с начала 2023 года снизили ставку НДС с 15% до 12%. За первые 8 месяцев число плательщиков НДС увеличилось на 26 тысяч человек и более 14% компаний и ИП вышло из тени.
Также надо понимать, что в России растёт доля государственного сектора и заказов. То есть, размещая заказы у предприятий, государство по факту в цене закладывает налоги. Чем больше налогов, тем выше цена продукции для него. По факту идет перекладывание средств из одного кармана государства в другой. Также идёт большой объём субсидий и дотаций предприятиям, с которых одновременно получают налоги. Лучшая помощь «АвтоВАЗу» — это снизить социальные налоги сотрудникам завода и всем его смежникам.
При снижении НДС и закрытии схем сборы вырастут.
— Но тогда льготные режимы налогообложения отчасти перестанут быть таковыми. Разве нет?
— Честно говоря, я бы отменил УСН и патенты и перевел бы всех на единый режим работы с НДС по упомянутой схеме. Малый бизнес смог бы расширить свои возможности и встроиться в цепочки работы со средним и крупным бизнесом. Тогда при покупке услуги или товара у малого бизнеса можно было бы зачесть 3–5% НДС. При этом упрощённый НДС должен оставаться в региональных бюджетах. Это решит проблему жалоб регионов по поводу того, что весь НДС уходит в федеральный бюджет.
— А самозанятые? Тоже отменить?
— Нет, их можно оставить. Но только для работы с физическими лицами по ставке 7–8%. Потому что текущие ставки НПД в 4–6% очень низкие, а оказание услуг бизнесу дает возможность предпринимателям уходить от налогов через найм самозанятых. От этого страдают региональные бюджеты и к тому же происходит прекаризация труда. Быть самозанятым — это значит не иметь постоянного заработка, больничных, отпусков, социальных и страховых выплат. Поэтому для населения России нужно по максимуму возвращать классические трудовые отношения.
— Тогда всем придется платить НДФЛ 13%. В то время как зарабатывающие десятки миллионов рублей в год будут платить всего 15%. Как разрешить эту несправедливость?
— В прошлом году предложили повысить НДФЛ до 20% для тех, кто зарабатывает больше 25 миллионов рублей в год. Но этот односторонний подход неправильный. Изменять эти ставки нужно плавно и в обе стороны.
Допустим, для граждан с заработком до 50 тысяч рублей в месяц можно снизить НДФЛ до 10%, для малообеспеченных — отменить. Для тех, кто зарабатывает больше 50 миллионов в год — повысить до 20%. И так далее. Таким образом и людям станет полегче, и бизнес не будет искать способов ухода от налогов. Людям нужно давать и пряник.
Кстати, насчет справедливости. ИП на льготных режимах налогообложения не платят личный НДФЛ и могут зарабатывать десятки миллионов рублей в год. Я уверен, что основная масса обеспеченных людей в России так и делает. Думаю, что стоит и им аккуратно повышать налоговую нагрузку. В стране очень странная ситуация: в статистике предпринимательские доходы всего 6.8% из 100%, при этом количество предпринимателей растёт как на дрожжах.
— Что скажете насчет мигрантов? Они ведь тоже могут стать ИП и самозанятыми.
— Я бы запретил мигрантам становиться самозанятыми и получать патенты на работу. Только трудовые контракты, где работодатель отвечает за привлечённого мигранта и перечисляет с его дохода в бюджет что-то наподобие социальных налогов по ставке 12% за пользование дорогами, больницами и государственными услугами. Назовем это инфраструктурным сбором. С этих же отчислений можно откладывать деньги на депортацию мигранта при совершении им преступлений. Учитывая повышенную мигрантскую преступность, этот механизм был бы очень актуален.
— Как нам с ней справиться? Есть у Вас какие-то мысли на этот счет?
— Преступники среди мигрантов зачастую нигде не работают, не имеют документов или их просрочили. Чтобы контролировать эти процессы и не пускать в страну совершивших преступления иностранцев, нужно ввести паспорт мигранта, который бы работал по принципу загранпаспорта и трудовой книжки. В этом бы документе делались отметки о выдаче рабочей визы, пересечении российской границы. В случае преступлений этот паспорт изымался бы у мигранта на какой-либо длительный срок. Помимо этого, надо ограничить работу мигрантов в клиентских секторах. Создавая для них рабочие места в первую очередь в производственных секторах, куда входит и строительство.
— Одной из главных причин завоза мигрантов в Россию является низкая рождаемость среди коренного населения. Президент уделил значительную часть своего выступления этой проблеме. Что Вы думаете на этот счёт?
— Для начала надо осознать, что текущая ситуация — ЭТО КАТАСТРОФА. Думаю, что поднять рождаемость в России можно несколькими способами. Это системная работа по защите интересов коренного населения. Банальные решения залить проблему деньгами к результату не приведут.
Во-первых, за счёт изменения потребительского образа жизни и за счет увеличение доходов населения. Сейчас у людей полно страхов, связанных с рождением и содержанием детей.
Во-вторых, через приведение в порядок налогового законодательства, которое попросту криминализировало бизнес.
В-третьих, через борьбу с алкоголизацией и наркотизацией населения. Жилые дома напичканы точками продажи алкоголя, а по населенным пунктам расфасованы наркотики, которые может купить любой школьник.
Далее необходимо сократить время работы магазинов и сервисов услуг. Тогда у сотрудников появится больше времени на спорт, самообразование, хобби и полноценный отдых. Родители смогут больше заниматься с детьми.
Сейчас многие возвращаются домой после 22:00 или полуночи. О какой семье и здоровье может идти речь?
Также надо защитить граждан от грабежа микрофинансовыми организациями. Ограничив % по кредитам 3-мя ключевыми ставками в год, а не 1% в день. В стране миллионы граждан работают в секторах, наносящих ущерб экономике и демографии. Сотрудники этих компаний продают вредные для здоровья нации товары и услуги.
— Раньше в России ведь как-то успевали вести хозяйство и рожали по 5-10 детей. Как Вы думаете, почему?
— Даже в СССР уже после 60-х годов шел спад рождаемости, и семьи с пятью и более детьми в исконно русских регионах были редкостью. А раньше у людей была своя земля, животные, продукты и производства. Они крепко стояли на ногах и не переживали, что завтра лишатся работы, еды, жилья и коммунальных услуг. Поэтому необходимо возвращать народ в сельскую местность и в небольшие региональные города, где следует развивать как раз производственные предприятия и туристические кластеры. Для местных появится работа, и они с удовольствием будут жить на собственной земле. Тем самым сократится внутренняя миграция в России и большие города вздохнут свободнее.
Сейчас людей затаскивают в «человейники» и обременяют многолетней ипотекой. А это путь в никуда. За последние 10 лет рождаемость русских упала в 2 раза. Повторюсь — это КАТАСТРОФА!
Можно вернуться к словам из «Доктрины Даллеса» или монолога Лахновского из фильма «Вечный зов»:
«Мы найдем своих единомышленников… своих союзников и помощников в самой России.
Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания.
…Литература, театры, кино — все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства — словом, всякой безнравственности.
В управлении государством мы создадим неразбериху… Мы незаметно будем способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности».
Сегодня у коллективного Запада в связке с пятой колонной внутри страны этот план прекрасно воплощается в жизнь.
У меня ещё много интересных идей, которые большинство не понимает, не видит в них логики или взаимосвязи.
Например, почему у вас в США алименты 17% на одного ребёнка, 25% на двоих и 29% на троих, а у нас 25%, 33% и 50% соответственно? Ведь даже в разнице +8% на второго и +17% на третьего уже нет смысла показывать реальную заработную плату. В итоге мужчины, имеющие претензии по алиментам, массово уходят в теневой сектор. Ведь, работая официально на небольшой зарплате и отдавая 50% на алименты, можно, образно говоря, и ноги протянуть. И не надо демонизировать мужчин, ведь в личной жизни бывают разные ситуации.
Я предлагаю снизить ставки по алиментам для начала до формулы 20%–30%-40%.
На этом пока закончим нашу встречу. Ждём результатов выборов, отставки и формирования нового состава Правительства. Исходя из новых персоналий будет виден вектор развития страны. Но очень надеюсь на реализацию озвученных в послании проектов. Мы не можем потерять эти 6 лет. Мы не можем терять ни дня. Один день может решить судьбу Империи…