Охрана или поздно: как из Литвы выдавливают белорусскую оппозицию
В Литве ослабили охрану лидера так называемой белорусской оппозиции Светланы Тихановской. Раньше за ней присматривали, как за главой государства, а теперь приравняли к обычному свидетелю на судебном процессе. В целом в последнее время в прибалтийской республике нарастает раздражение противниками Лукашенко, многие уезжают в другие страны. «Известия» разбирались в ситуации.
Потерпевшие в Литве
Литва ослабила охрану белорусской оппозиционерки Светланы Тихановской. Раньше за ней присматривали, как за первыми лицами прибалтийской республики. На безопасность уходило порядка €1 млн в год, деньги шли на сопровождение внутри страны и за ее пределами, а также на автомобильный кортеж, наблюдение за местом проживания и пользование VIP-терминалами в аэропортах.
В октябре ее безопасностью стала заниматься не служба охраны руководства, а бюро криминальной полиции, которое защищает свидетелей и потерпевших в ходе судебных процессов. Сообщается, что переходный период продлится до начала ноября. «Я сам лично с ней об этом говорил, о решении был также проинформирован ее офис», — отметил глава МИД республики Кестутис Будрис.
Литовский премьер-министр Инга Ругинене по этому поводу заявила, что охрана приведена в соответствие текущему уровню угроз. По ее словам, спецслужбы изучили ситуацию с безопасностью и решили адаптировать защиту к существующим реалиям. В свою очередь, спикер сейма Юозас Олекас подчеркнул, что Вильнюс не меняет своего отношения к белорусской оппозиции.
Представители литовской либеральной оппозиции раскритиковали это решение, назвав его предательством демократической Белоруссии. А вот в офисе самой Тихановской пожаловались, что о решении никто заранее их не предупредил, поэтому сейчас пришлось временно приостановить работу, чтобы узнать детали новой системы безопасности. В литовских СМИ пишут, что так называемые белорусские оппозиционеры задумались о переезде в другую страну, хотя официально это опровергается.
В литовских соцсетях новости о сокращении охраны спровоцировали бурное обсуждение. Общее настроение состоит в том, что белорусских оппозиционеров надо полностью снять с довольствия. «Бедным детям дорогие лекарства не компенсируют, но зачем-то принимают заезжих гастролеров», — написал один пользователь. «У нее у самой муж только вышел из колонии, надо литовцев от них защищать, а не наоборот», — отметил другой комментатор.
Островок раздора
В 2020 году в Белоруссии прошли президентские выборы. Согласно официальным данным, Александр Лукашенко получил 80% голосов, Светлана Тихановская — 10%. Оппозиционеры с итогами не согласились и организовали масштабные акции протеста. В Минске в отношении кандидата от оппозиции возбудили уголовные дела об экстремизме и попытках госпереворота, в итоге Тихановская переехала в соседнюю Литву.
В Вильнюсе при этом подчеркивали, что готовы оказывать беглой белоруске любую поддержку. Ей присвоили статус официального гостя страны, который дают иностранным послам и главам представительств международных организаций. Президент страны Гитанас Науседа выдвигал оппозиционерку на Нобелевскую премию мира и отвергал все попытки Минска добиться ее экстрадиции.
Постепенно, однако, «медовый месяц» стал подходить к концу, у белорусской диаспоры в прибалтийской республике возникли серьезные проблемы. Сначала департамент миграции Литвы затеял масштабную проверку переселенцев. Утверждалось, что среди них могут быть «агенты КГБ», поэтому им предложили раскрыть свои политические взгляды, заполнив специальную анкету.
Власти Литвы тогда объяснили, что не до конца осознавали, какие проблемы могут возникнуть из-за наплыва гостей из соседней страны. «Правительство приняло решение значительно уменьшить массовость. Мне кажется, наши институции порой ставят этот вопрос не до конца последовательно. Хорошо, что мы начали менять свое восприятие», — рассуждала премьер-министр Ингрида Шимоните.
Далее власти Литвы стали изымать виды на жительство у тех, кого посчитали неблагонадежными. Часто это были люди, которые когда-то служили в белорусской армии или работали в атомной отрасли. В связи с этим возникало немало скандалов. Так, в 2023 году силовики депортировали мужчину, который 17 лет жил в стране, его жена и дети были гражданами Литвы. Еще в одном случае белорус в знак протеста против высылки забрался на вышку сотовой связи в Вильнюсе.
После этого в Литве стали активно обсуждать идею комитета сейма по нацбезопасности, который предлагал запретить релокантам частые поездки на родину. Для белорусов хотели установить порог в три месяца минимум между вояжами. Инициатива в итоге провалилась, но спровоцировала дополнительный скандал. Дело в том, что Тихановская выступила против законопроекта — в ответ ряд литовских политиков посоветовали ей не вмешиваться в чужие дела.
Наконец, немало проблем возникло из-за специфических исторических споров. Так, советник Тихановской Анатолий Лебедько на одном из мероприятий показал карту «исторической Белоруссии» с Вильнюсом в своем составе. Офис Тихановской в конце прошлого года также представил проект «паспорта новой Белоруссии», на котором изображен герб, весьма похожий на герб Литвы.
В нынешнем году возникли дополнительные сложности. Во-первых, в январе в Белоруссии прошли новые президентские выборы, безоговорочную победу снова одержал Александр Лукашенко. После этого под сомнением оказался и без того сомнительный статус Тихановской. Во-вторых, летом на свободу вышел муж «лидерки» Сергей, который пять лет провел в заключении на родине.
Он сразу развил бурную деятельность, сделал немало эпатажных и спорных заявлений. В одном из выступлений пообещал создать в Литве некий «белорусский островок», то есть автономию. В прибалтийской республике это предложение вызвало бурю возмущения. Депутат-националист Витаутас Синица тогда обратился в МИД с требованием лишить офис беглой белорусской оппозиции аккредитации. Официальный Вильнюс отвечал отказом, но теперь, как выясняется, начал двигаться в этом направлении.
Что говорят эксперты
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов объясняет, что в Литве не рассчитывали на долгое пребывание в стране Тихановской и ее команды.
— Ставка была на быстрое свержение Александра Лукашенко и возвращение мигрантов на родину. Реальность же оказалась другой. Офис Тихановской и десятки тысяч белорусов прописались в Литве всерьез и надолго, создавая перегрев на местном весьма тесном рынке труда, а также подпитывая традиционную прибалтийскую ксенофобию в отношении славян. Ситуация усугубляется общим ухудшением экономической обстановки в Литве и ростом военных расходов, которые уже приближаются к 5% ВВП, — подчеркивает он.
Собеседник добавляет, что Литва не сможет полностью отказаться от своих обязательств.
— Правительство страны стало заложником европейской политики, которая по-прежнему основывается на поддержке так называемых демократических сил и неприятии «режима Лукашенко». Поэтому изгнание Тихановской грозит Литве большим политическим скандалом. Это значит, что Вильнюс продолжит содержать оппозиционеров, хотя будет делать это всё менее охотно, — считает он.
Руководитель центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич говорит, что в 2020 году в Литве рассчитывали с помощью Тихановской нарастить свое влияние в Белоруссии. Постепенно, однако, надежды испарились, вместо этого стало нарастать раздражение.
— Я думаю, вполне реален вариант переезда Светланы и ее штаба в какую-то другую страну. Все-таки Литва — маленькое государство, где все на виду, Тихановская с ее штабом слишком выделяются на общем фоне. Где-нибудь в Берлине они будут чувствовать себя комфортнее, смогут в более спокойной обстановке осваивать европейские гранты, при этом будут меньше бросаться в глаза местным избирателям, — отмечает он.