Реальный претендент
Вспомните школу — наверняка в каждом классе был загадочный молчаливый гений с математическим складом ума. Со странным и непредсказуемым эмоциональным интеллектом, на своей волне с непонятной частотой. Они потом еще на мехмат МГУ поступают, в физтех или в Бауманку. А еще потом в список Forbes попадают… Ладно, это уже моя зависть гуманитария. Российский фигурист Петр Гуменник — как раз математик, учится в ИТМО на программной инженерии. Среди болельщиков за свои (довольно точные, кстати) прогнозы на соревнования он получил прозвище Стратег. Неделю назад он после провала на турнире в Москве непроницаемо сказал, что в Омске «будет гораздо лучше». Сказал — и сделал. В технарях всегда потрясала эта прагматичная безэмоциональность при неудачах — значит, просто не подошло решение, ищем следующее.
Еще в мае, когда стало понятно, кто будет представлять Россию на Олимпиаде в фигурном катании, расклад был очевиден: Аделия Петросян у женщин борется за золото, у Петра Гуменника почти никаких шансов на медаль. К ноябрю ситуация круто перевернулась: нелегко будет как раз Аделии, а вот петербуржец на данный момент — главный претендент на олимпийское серебро. Как это получилось?
Петр пришел к олимпийской лицензии непросто. На чемпионате России (о предолимпийском статусе которого стало известно по его ходу) он финишировал лишь четвертым. Но дедлайн на подачу заявок был в конце февраля, и к решающему финалу Гран-при Петр собрался первый раз — и выдал исторические прокаты с шестью четверными на 314,54 балла, после которых руководство федерации в виде Антона Сихарулидзе и Александра Когана не могло не послать на отбор подопечного Тамары Москвиной.
В сентябре в Китае Петр снова стал мемом. Вместо одной из тренировок перед турниром… он просто пошел гулять по Пекину и выкладывал фото в соцсети, чем снова показал свою неординарность. Но в следующие пару дней спокойно выиграл отбор.
Пошел сезон — а в мужском фигурном катании он очень конкурентный. В Москве Петру противостояли сильные Марк Кондратюк и Евгений Семененко, оба — с олимпийским опытом. Они выиграли у Петра, а Гуменник еще и весьма спорно обогнал Макара Игнатова в борьбе за бронзу, что вызвало шквал комментариев в соцсетях.
И вот спустя неделю Гуменник спокойно собрался — и разнес того же Семененко и чемпиона России Владислава Дикиджи, сделав уже семь четверных.
Если в прошлом сезоне про Петра говорили, что он хоть и фигурист «на экспорт», но очень психологически нестабилен, то теперь всё очевиднее: он не подведет. Он может травмироваться, съесть что-то не то в олимпийской столовой (нейтралам же там разрешено есть?), но если он выйдет в оптимальной форме — то с невозмутимостью того самого студента-технаря решит задачу.
Почему Гуменник теперь реально претендует на олимпийское серебро? В заморском фигурном катании параллельно идет нелучший сезон в мужском одиночном. Вид, который еще год назад казался самым качественным, за одно предолимпийское межсезонье растерял свою звенящую форму. И пока иностранцы в едином порыве дают Петру зеленый свет, расстилают красную дорожку, машут белым флагом, их катание горит синим пламенем.
Середняки массово валятся, лидеры тоже нестабильны. Есть один Илья Малинин, который бьет мировые рекорды невероятной техникой. И остальные, которые полируют лед перед его выходом так, что заливочную машину вызывать не надо.
Вот результаты в серии Гран-при людей, которые заняли в марте на чемпионате мира места со второго по шестое:
Михаил Шайдоров (Казахстан): 262,67 и 251,09, три падения. Юма Кагияма (Япония): 287,24 и 270,45, три падения. Адам Сяо Хим Фа (Франция): 280,95 и 256,98, одно падение. Кевин Эмоз (Франция): 230,10 и 253,53, три падения. Шун Сато (Япония): 278,12 и 285,71. Без падений.
Все катаются ниже возможностей — а Сато исполняет более простой, чем Гуменник, прыжковый набор. Впрочем, вру — все исполняют более простой контент. В мире сложнее только один человек — Малинин.
311,12 балла российского АИНа (от AIN — «нейтральный атлет». — Ред.) в Омске — конечно, с национальной наценкой. Но это точно выше 285 на международке. Остановить Петра в случае его хорошего проката может разве что фактор раннего стартового номера в короткой программе из-за отсутствия рейтинга или резкий прогресс конкурентов. Первого не изменишь, второго бы не хотелось.
Автор — обозреватель «Спорт-Экспресса»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора