Суд продлил срок заключения Юрия Дмитриева в СИЗО до 27 февраля 2021 года
Напомню, что впервые Юрий Дмитриев был задержан 13 декабря 2016 года и затем находился под арестом до 27 января 2018 года. Центр "Мемориал" в июле 2017 года признал его политическим заключенным. За освобождение историка выступили многие авторитетные организации и известные деятели, включая Людмилу Улицкую, Инну Чурикову, Светлану Алексиевич, Герту Мюллер, Льва Тимофеева, Дмитрия Быкова, Бориса Гребенщикова, Андрея Макаревича, Льва Рубинштейна, Андрея Звягинцева, Мариэтту Чудакову, Гасана Гусейнова, Льва Шлосберга, Татьяну Щербину, Льва Пономарева, а также покойных ныне Людмилу Алексееву, Владимира Войновича и др. В защиту Дмитриева неоднократно высказывались ПЭН-Москва, Ассоциация "Свободное Слово", Санкт-Петербургский ПЕН-клуб, Евросоюз и проч.
5 апреля 2018 года суд Петрозаводска оправдал историка по статье о порнографии, но Верховный суд Карелии отменил это решение 14 июня. Юрия Дмитриева снова задержали 27 июня 2018 года, с тех пор он находится в СИЗО, где на него оказывается колоссальное давление. Следственный комитет возбудил новое уголовное дело. Как заметил журналист Дмитрий Ермольцев: "Возможная причина второго ареста — оправдательный приговор пятнает честь прокурорского мундира, это корпоративный позор, который может быть смыт только новым процессом («мы рождены, что Кафку сделать былью») и приговором обвинительным". В интервью Радио Свобода в январе 2018 года Дмитриев сказал: "Определяется время наше легко и просто. Открывается наша действующая Конституция, и попробуйте ее выполнить от первого пункта до последнего. И если вас не заметут, то 1937 года нет. А если вам скажут: да мало ли чего там написано, что это за книжонка такая, вот сами и думайте".
В январе 2020 года вышла в свет книга Юрия Дмитриева «Место памяти Сандармох». Ее составитель, соратник историка Анатолий Разумов рассказал изданию "The New Times" о процессе над автором: "На мой взгляд, у кого-то из нынешних или бывших, но до сих пор влиятельных чиновников и силовиков огромный зуб на Дмитриева. Вероятно, затевая этот процесс, они не сомневались, что быстро с ним расправятся, распространив по телевизору информацию о «мемориальце-педофиле». В полной уверенности, что общество клюнет на эту грязную наживку, начнет смаковать ложь... Но вот прошло уже три года, а осудить Юрия Дмитриева так и не удалось! Все это благодаря профессиональной защите и гражданскому обществу! Каким бы слабым оно у нас ни было, но оно работает. Возможно, для тех, кто пытается расправиться с Дмитриевым, такая ситуация стала дополнительным фактором раздражения — крокодилы не пятятся задом и добычу из пасти не выпускают".
В июле 2020 года журналист Алексей Пивоваров выпустил фильм "Что стоит за делом Юрия Дмитриева?": https://www.youtube.com/watch?v=OxktAOsAPkA Тогда же Юрий Дмитриев был приговорен к 3,5 года колонии. Однако в сентябре 2020 года ему увеличили срок до 13 лет колонии строгого режима. В заявлении ПЭН-Москва по этому поводу было сказано следующее: "Во время процесса в Верховном суде Республики Карелия Юрий Дмитриев фактически был лишен защиты: его постоянный адвокат находился на карантине, от адвоката по назначению Дмитриев отказался, тем не менее этот мало знакомый с делом адвокат принимал участие в процессе. Суд не разрешил Дмитриеву присутствовать в зале заседаний, а качество видеосвязи не позволяло Юрию Алексеевичу слышать значительную часть реплик судьи и прокурора. Мы не можем считать такой подход непредвзятым. В заказном характере дела нас убеждают и вбросы в интернет материалов закрытого процесса, и клеветнические, искажающие реальные факты телепередачи, появившиеся накануне приговора и на государственных телеканалах".
Филолог и журналист Николай Эппле, автор книги "Неудобное прошлое" в интервью "Новой газете" так прокомментировал дело Дмитриева: "Во-первых, очень заметно, что в «деле Дмитриева» символически сошлись проблемы с отношением к наследию советского террора и со специфической и все более ущемляемой позицией тех людей, которые пытаются говорить и писать об этом, изучать архивы и к которым достаточно напряженно относится государство. В воздухе висит ощущение неразрешенного исторического конфликта. «Дело Дмитриева» — точка, в которой все сошлось. Статья Шуры Буртина — потому и событие в русской журналистике, что там за юридической фактологией вырастает образ дракона, которого Дмитриев разбудил и который начал ему мстить, и это в каком-то смысле самое точное описание происходящего. «Дело Дмитриева» уже не просто юридический казус: Дмитриев невольно стал символической фигурой, воином памяти, который стоит за этих не похороненных по-человечески людей и против уничтожившего их государства".
В 2018 году Юрий Алексеевич Дмитриев стал почетным членом Санкт-Петербургского ПЕН-клуба и лауреатом премии Московской Хельсинкской группы. В 2019 году его проект «Сандармох» был отмечен Премией Егора Гайдара. В 2020 году его поощрили премией шведского Фонда памяти Анны Дальбек — за гражданское мужество в борьбе за права человека. Чешское отделение «Мемориала» вместе с тремя другими правозащитными организациями выдвинуло кандидатуру Юрия Дмитриева на Нобелевскую премию мира.
Каждый, кого возмущает произвол в отношении историка, может, как минимум, публично высказаться в поддержку Юрия Дмитриева. Те же, кто готов сделать больше, могут присоединиться к группе "Дело Дмитриева" в фейсбуке и принять более активное участие в вызволении его из застенков: https://www.facebook.com/groups/delo.dmitrieva/
СВОБОДУ ЮРИЮ ДМИТРИЕВУ!
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky